Стандарты SWIFT

Все платежные инструкции и другие сообщения вводятся в систему в стандартизированном формате, который значительно упрощает понимание сообщений получателем и их автоматическую обработку.

Стандартизированные форматы сообщений позволяют исключать возможность разной интерпретации сообщений отправителем и получателем, а также позволили избежать сложностей и ошибок, вызванных расхождением в традициях относительно их оформления в разных странах, трудностями языкового характера.

Везде, где это возможно, SWIFT использует международные стандарты ISO. Но значительная часть разработанных специально для SWIFT текстовых сообщений получают все большее распространение за пределами системы и становятся стандартами «де-факто» для финансовых сообщений (операций, транзакций). Преимущества таких стандартов также и в том, что их разработчики одновременно являются и их пользователями, а соответственно имеют возможность оперативно их усовершенствовать.

Развитие международных стандартов системы SWIFT значительно повлиял на банковское дело отдельных стран. Преимущества стандартов SWIFT оказались настолько очевидными, что другие системы или взяли их на вооружение или создали систему перевода стандартов SWIFT на собственные. Среди таких стран, например:

  • Англия (CHAPS);
  • Франция (SAGITTAIRE);
  • Швейцария (SIC).

В настоящее время используется 11 категорий, охватывающих белее 130 типов сообщений (Message Transaction – MT), построенных таким образом, чтобы обеспечивать выполнение финансовых операций с большой точностью.

Сообщения, как правило, передаются от одного пользователя к другому, но существует категория системных сообщений, которые дают возможность пользователю взаимодействовать с сетью (категория 0). Системные сообщения используются для запроса определенных действий и получения специальных отчетов, поиска сообщений в базе данных, для учебных и тренировочных целей. Пользователь может получать от сети запросы, или она может информировать его о своем текущем состоянии, обновлениях, новых услугах и т.д.

Существует три основных системных сообщения:

  • LOG-IN/OUT – системное сообщение для входа/выхода в систему;
  • RETRIEVAL – по этому запросу система присылает копию хранимого сообщения;
  • REPORTS – дает возможность получения различного вида счетов.

Системные сообщения пользуются наивысшим приоритетом, поскольку содержат информацию, касающуюся функционирования сети.

Банковские сообщения делят на срочные и обычные, причем за отправку срочных сообщений взимается специальный тариф.

Всем остальным типам сообщений, относящимся к категориям 1-9 и n, присвоены трехзначные цифровые коды, причем первая цифра соответствует категории операции.

Категория n – сообщения общей группы. Каждое сообщение из общей группы может использоваться в любой из категорий 1-9. Коды сообщений общей группы выглядят как n9М, где n заменяется номером той категории, которая наилучшим образом соответствует цели сообщения; 9 указывает на особый характер сообщения в каждой из категорий; М определяет конкретный тип сообщения (например, 0 – уведомления, 2 – требования об аннулировании, 5 и 6 – соответственно запросы и ответы).

Категория 1 – клиентские переводы и чеки. Сообщения этой категории связаны с платежами или информацией о них, когда заказчик или бенефициар либо оба не являются финансовыми организациями.

Категория 2 – переводы финансовых организаций.

Сообщения всех типов построены по общему принципу. Они состоят из начальной части, в которую входит метка начала сообщения (Start of Message), заголовок (Header), метки начала текста сообщения (Start of Text), текста сообщения (Text of Message) и окончания сообщения, в которое входят метка конца текста (End of Text), параметры (Trailer) и метка конца сообщения (End of Message).

Начальная часть и окончание образуют “конверт”, в котором пересылаются сообщения и который содержит информацию, необходимую для управления движением сообщения в сети. Заголовок содержит одиннадцатизначный код-идентификатор получателя сообщения (Bank Identifier Code, BIC, являющийся адресом в сети), код терминала отправителя, текущий пятизначный номер, выполняющий контрольную и защитную функции, трехзначный код сообщения с двузначным кодом приоритета. В параметрах указывается код аутентификации и другие сообщения, например, предупреждение банка-получателя о возможности задержки передачи сообщения, предупреждение о возможности двойного платежа и т.д. При передаче сообщения текст сообщения система не видит.

Текст сообщения состоит из полей, обозначенных двузначным цифровым кодом. Например, код 57 обозначает банк, в котором ведется счет, 69 – бенефициара, 71 – за чей счет проводится платеж и сумма комиссии, поле 32 – сумма платежа. В текст сообщения информация вводится в строгой последовательности. Заполнение части полей является обязательным. Для каждого типа сообщения определен свой набор заполняемых полей. Обязательные поля содержат информацию, необходимую для правильной обработки сообщения.

Пример. Клиентский перевод (МТ100) – это платежное поручение, выставленное клиентом, которое должно быть передано другому банку в пользу его клиента. В сообщении должны присутствовать как обязательные поля, так и те, появление которых в сообщении не обязательно.

Обязательные поля:

  • 20: TRANSACTION REFERENCE NUMBER (номер проводки);
  • 30: VALUE DATE, CURRENCY CODE, AMOUNT (дата валютирования, код валюты, сумма);
  • 40: ORDERING CUSTOMER (клиент-плательщик);
  • 50: BENEFICIARY CUSTOMER (клиент-получатель).

Необязательно присутствие следующих полей:

  • 52S: ORDERING BANK (банк отправителя);
  • 56S: INTERMEDIARY BANK (банк-посредник);
  • 70: DETAILS OF PAYMENT (детали платежа);
  • 72: BANK TO BANK INFORMATION (банковская информация).

Рассмотрим следующий случай. “Данмакс Национальбанк” (Копенгаген) по распоряжению своего клиента “Ампаго” осуществляет перевод в 60 000 EUR на счет компании “Holland and CO”, клиента “Вестдойчебанка” (Дюссельдорф) с датой валютирования 15 марта 2005 г.

Необходимо иметь в виду, что хвостовик генерируется автоматически терминальным оборудованием подключения SWIFT. Текст и заголовок сообщения вводятся специалистами банка в соответствии с правилами заполнения полей.