Общие сведения об электронной коммерции

Существование общемировых компьютерных сетей вызывает неузнаваемые изменения в человеческом обществе. Уменьшается зависимость от таких факторов как расстояние и местонахождение, исчезают границы и ограничение для перемещения Информации. Благодаря Internet возникает единая телекоммуникационная инфраструктура, и большинство потребителей во всем мире уже существует возможность пользоваться рядом услуг и осуществлять покупку товаров, оставаясь дома. Это означает, что большая частица коммерческих операций переходит из традиционной сферы к новой коммуникационной среде, в связи, с чем возникают новые типы коммерческих учреждений, деятельность которых становится реальной лишь благодаря неограниченным возможностям, которые создает эта среда.

Традиционные средства платежей, например, денежная наличность и даже более современные достижения в сфере платежных систем, кредитные карточки или перечисление средств с помощью торговых платежных терминалов, обнаруживаются или совсем непригодными для использования как платежные механизмы в этой новой среде, или недостаточно надежными через проблемы безопасности или неэффективности. Вдобавок, поскольку технологии, которые базируются на использовании интеллектуальных карточек, не отличаются принципиально от тех, которые применяются в глобальных сетях, такие системы замены денежной наличности в «реальном» мире могут быть интегрированы с сетевыми платежными механизмами так же, как телевидение может быть интегрировано с другими формами передачи информации и телекоммуникации.

Благодаря коммерческому использованию новой инфраструктуры компании разворачивают деятельность, направленную на максимальное применение режима оn-lіnе и возможностей глобальной сети в процессе покупки товаров и предоставление услуг. Компании, которые работают в области информационных и телекоммуникационных технологий, получают новые широкие возможности для своего развития и новый перспективный рынок. Ведущую роль во всех этих изменениях сыграют электронные платежные системы.

Расчеты с использованием телекоммуникационной инфраструктуры большей частью осуществляются в режиме оn-lіnе. При этом проверяется возможность осуществления платежа – достаточность средств у плательщика. Большинство систем, которые используются для электронной коммерции в Internet, выполняют клиринг всех платежей в едином расчетном банке. Наиболее распространена в Internet электронная коммерция с использованием номеров кредитных карточек. Существуют также самостоятельные платежные системы, хотя они менее распространены.

Благодаря незначительной специализации, открытости практически для любого продавца и маленьким затратам на телекоммуникации платежные системы с использованием «электронных денег» и открытых сетей Internet характеризуются очень невысокой стоимостью трансакций. Точная статистика относительно этих систем отсутствует, но по некоторым оценкам стоимость одной трансакции в ней составляет 1-5 цента, а возможно, даже и меньше.

В Іntеrnеt сейчас вводятся платежные системы, которые обеспечивают ограниченную анонимность платежей. Неанонимные системы разрешают идентифицировать каждую конкретную покупку. Преимуществом таких систем считается возможность создавать высокоэффективные базы данных для маркетинга, а также разрабатывать стратегию укрепления отношений с клиентами. Считается также, что анонимность оказывает содействие криминальной деятельности и уклонению от уплаты налогов. С другой стороны, часто выдвигаются аргументы, что отсутствие анонимности есть вмешательством в частную жизнь потребителей. Поэтому объединение положительных свойств обоих подходов параллельно с ограничением присущих им недостатков есть очень перспективным.