Понятие государственного регулирования национальной экономики

Национальная экономика – это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках. Другими словами, национальная экономика – это большая, сложная экономическая система, которая включает в себя комплекс взаимодействующих объективных и субъективных компонентов. В состав субъективных компонентов включают это государство, юридические и физические лица. Объективные компоненты представлены социально-экономическими отношениями, которые возникают в процессе взаимодействия субъектов экономики.

Регулировать (от лат. – приводить в порядок) означает вносить порядок в определенную деятельность; налаживать правильное взаимодействие частей системы.

Существует множество определений термина «государственное регулирование экономики». Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • это влияние государства на социально-экономическое развитие страны;
  • это мероприятия государства в сфере управления развитием национальной экономики;
  • это система государственных мер, направленных на обеспечение нормального процесса общественного воспроизводства, благоприятных условий для функционирования государства;
  • это одна из основных функций современного государства, задачей которой стало обеспечение экономического роста и социальной стабильности;
  • это система мероприятий ради осуществления поддерживаемой, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.

Поддерживаемая деятельность государства (иными словами поддержка функционирования рынка) предусматривает: правовое обеспечение рыночной деятельности, создание рыночной и производственной инфраструктуры, поддержание конкурентной среды и т.п. Компенсационная деятельность государства призванное компенсировать (от лат. – уравновешивать) недостатки или отрицательные следствия функционирования рынка путем проведения антимонопольных и экологических мероприятий, организации системы защиты для нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, борьбы с безработицей и т.п. Регулирующая деятельность государства предусматривает регулирования экономических и социальных отношений с целью реализации определенных целей.

Принципы государственного регулирования – это его закономерности, закрепленные в правовых нормах. Принято выделять следующие группы принципов государственного регулирования экономики:

  • социально-политические – демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
  • организационные принципы построения аппарата государственного управления – отраслевой, функциональный, территориальный;
  • организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления – нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.

Социально-политические принципы – это наиболее общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Принципы этой группы, как правило, закрепляются в нормативном порядке.

Особое место среди всех принципов государственного регулирования принадлежит принципу законности. Это означает, что суровое и неуклонное соблюдения законов и подзаконных актов – этот единственно допустимый вариант деятельности государственных структур, должностных лиц, органов местного самоуправления, объединений граждан, других субъектов права. Нарушение действующего законодательства тянет за собой юридическую ответственность, а незнание законов не освобождает от нее.

Важное место среди принципов государственного регулирования экономики занимает принцип объективности. Он предусматривает четкое соблюдение требований объективных закономерностей экономического развития, учет реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства относительно реализации тех или других управленческих решений. Этот принцип обнаруживается при формировании государственно-управленческого влияния. В соответствии с ним последний должен отвечать реальным возможностям управляемых объектов и глобальным управленческим целям.

Организационные принципы построения аппарата государственного управления обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур (органов управления). Они должны максимально эффективно распределять управленческую работу и устранить параллелизм в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и низших звеньев аппарата.

Объекты государственного регулирования экономики – это все социально-экономические процессы, которые происходят в национальной экономике в целом, а также на отдельных ее уровнях и в звеньях.

Субъекты государственного регулирования представлены двумя группами: субъектами исполнения и субъектами влияния. Субъекты исполнения – это государство и его институциональные органы (законодательные, исполнительные, судебные органы разных уровней). Субъекты влияния – это общественные и политические объединения, средства массовой информации, отдельные личности. Государство представлено системой специальных, как правило, государственных органов. Особенности этих органов, как непосредственных субъектов государственного управления, таковы: во-первых, они формируются государством (по воле государства); во-вторых, наделены государственно-властными полномочиями; в-третьих, осуществляют управленческие функции от лица государства.

Государственное управление – это функция государства, которая присуща специальным организационным структурам (органам), а их совокупность представляет собой систему органов государственного управления. Эта система в целом и любой из ее элементов в отдельности, выполняя функции государственного управления, действуют исключительно от лица государства. Принимаемые ими решения обязательны для всех участников общественных отношений, в том числе и для негосударственных организаций. Складывается эта система из двух компонентов:

  • государственные органы (например, министерство, областная государственная администрация);
  • негосударственные органы.

Государственным органам принадлежит главное и ведущее место, их совокупность является составной частью аппарата государства. В этих органах на платной основе работают государственные служащие. Негосударственные органы могут осуществлять государственное управление лишь в том случае, если государство делегирует им соответствующие полномочия.

В практической организации экономической деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют <правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов.

Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики.

Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового состояния, норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.

Таким образом, для инициирования экономического роста необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную экономическую ситуацию.

Мировой опыт регулирования экономики свидетельствует о постоянном поиске механизмов, обеспечивающих непрерывные и гибкие изменения отраслевой и внутриотраслевой структуры производства в соответствии с критериями спроса и эффективности.

На микроуровне структура производства продукции совершенствуется путем улучшения потребительских свойств выпускаемых изделий и освоения новых, пользующихся спросом и соответствующих мировым стандартам, т.е. конкурентоспособной продукции. Это требует постоянного изучения и прогнозирования спроса и формирования структуры ассортиментного выпуска с использованием методов оптимизации.

В современных условиях при прогнозировании и планировании структуры экономики на макроуровне особая значимость придается формированию отраслевой структуры. Сначала обосновываются приоритеты экономики, а затем с применением межотраслевого баланса, исходя из конечного использования ВВП, определяются масштабы развития экономики, межотраслевые связи и поставки, уровень развития отраслей и отраслевая структура экономики.