Формы государственной защиты национальных интересов на мировых рынках: протекционизм и фритредерство

Существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

Протекционизм

Жесткий протекционизм предполагает сдерживание импорта товаров и всяческое стимулирование экспорта, защиту национальной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Теоретической основой этой политики является меркантилизм.

Исторически именно режим свободной торговли являлся первичным, т.е. применялся в тех странах, которые занимались внешней торговлей. Вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю мешало ее росту, и не носило характера протекционистского покровительства. Вмешательство государства сводилось к изъятию у торговцев некой части полученных доходов. Надо учесть при этом, что протекционизм и не имел бы стимулирующего влияния на экономику в древний и средневековый период из-за неразвитости технологий и слабости промышленного производства.

О протекционизме можно говорить только с XV в. и только в нескольких странах Западной Европы – в Англии и позже в Нидерландах. В условиях аграрной экономики, слабого промышленного производства и формирования рыночной экономики – только переход к протекционизму мог ускорить экономическое развитие. По расчетам Э. Мэддисона, с 1500 по 1820 г., т.е. в период протекционизма, среднегодовые темпы роста ВВП Великобритании составили 0,80%, что было выше, чем у Нидерландов (0,56%), Франции (0,3%).

С XV в. в Англии приняты законы о покровительстве английскому кораблестроению и мореплаванию, что стимулировало создание национального торгового флота. По законам 1559 и 1563 гг. вводится высокое обложение иностранных судов, и каботаж объявлен привилегией английских судов. Навигационный акт Кромвеля, дополненный в 1660 и 1665 гг., повышал в 2 раза пошлины на ввозимые на иностранных судах иностранные товары. Все это и означало усиление протекционизма в Англии, что обеспечило значительные английские успехи в экономике и лидерство Англии в мировой экономике в следующие столетия. Доля Великобритании в этот протекционистский период с 1500 по 1820 г. значительно выросла – с 1,1% до 5,2%.

Еще более впечатляющим примером позитивного влияния протекционизма являются США в XIX-XX вв. По закону 1789 г. были введены импортные пошлины в 5-15%, в 1790-1794 гг. повышенные в 2 раза, что вызвало быстрый рост доходов федерального бюджета. К 1794 г. импортные пошлины давали 90 % всех его доходов.

Политика протекционизма усилилась в XIX в. При этом политика правительства иногда изменялась, но введение умеренных ставок сразу вызывало кризис и безработицу. В 1816 г. стал действовать умеренный тариф, поскольку США и Англия (после войны 1812-1814 гг.) в 1815 г. подписали договор о взаимном благоприятствовании в торговле. Дешевые английские товары поступали на американский рынок и вызвал экономический кризис 1819 г. Обанкротилось множество предприятий и банков, безработица составила около 4%. Поэтому в 1824 г. был введен новый высокий тариф со ставкой до 37%, что вызвало позитивные следствия. В 1828 г. принят еще более высокий тариф со ставками 37-49% на импортные товары. Но обложение по этому тарифу многих видов сырья и металлов вызвало политический протест и переход с 1832 г. на ставку в 33%, а затем в 20 % к 1842 г. В целом до 1860 г. тарифные ставки снижались. После победы Севера в Гражданской войне ставки опять повысились до 38%. В 1890 г. принят тариф Маккинли, по которому тарифные ставки повысились с 38 до 49,5%, что усилило протекционизм. Тариф 1894 г. понизил уровень пошлин до 40%, и освободил от обложения многие виды сырья.

Апогеем протекционизма в XIX в. тариф 1897 г., введший пошлины до 57%, что делало их почти запретительными. Это также вызвало политическую борьбу и принятие в 1909 г. закона о тарифе со ставками до 38 %. По закону 1913 г. пошлины были снижены на 1/3, чтобы быстрее захватить мировые рынки, но планы сорвались из-за начала Первой мировой войны. В 1922 г. был опять введен протекционистский тариф Фордни – Маккомбера. Доля США в мировом ВВП с 1820 по 1913 г. выросла с 1,8% до 18,9%, т.е. в 10 раз.

Современный протекционизм, так же как и классический, означает стремление государств обеспечить наилучшие условия для производителей своих стран на внутреннем рынке и оградить их от конкуренции импортеров.

В теории протекционизма обычно утверждается, что такой режим заключается только в повышенных таможенных пошлинах. Но это неточное утверждение. Кроме пошлин, в протекционизм входит несколько взаимосвязанных элементов, без использования которых такая политика неэффективна. В слабых странах обычно сочетается несколько факторов, мешающих успешному развитию. В таких странах нет новейших технологий, нет капиталов для их приобретения, нет специалистов для работы на таких предприятиях, нет знаний для обучения таких специалистов, нет стимулов для создания соответствующих передовых предприятий. Поэтому введение повышенных импортных пошлин или меры скрытого протекционизма могут только создать основные стимулы для создания новых предприятий. Ограничения на импорт готовых промышленных изделий освобождает часть рынка или весь рынок соответствующих изделий внутри страны. Местный бизнес, стремясь к прибыли, может занять этот рынок, производя аналогичные изделия. Но этому может помешать отсутствие соответствующих новых технологий и капиталов на их приобретение. Поэтому одновременно следует вводить ограничения на вывоз капиталов за границу данной страны. Ввоз капиталов, напротив, поощряется, а вывоз следует разрешить только в виде товаров, произведенных после инвестирования иностранных или местных капиталов в новое производство. Соответственно рынок портфельных инвестиций не должен иметь выхода на зарубежные рынки капиталов. Ограничения на ввоз готовых промышленных изделий вызовет стремление промышленных инвесторов ввозить в страну не товары, а капиталы. Эти капиталы и будут ввозиться в виде новейших технологий. Таким образом, будет развиваться производство новейших промышленных товаров и технологий, в основном для внутреннего рынка, что и решит проблему обеспечения потребительского рынка товарами собственного производства. В то же время следует ограничить или запретить экспорт сырья и продовольствия. Сырье будет направлено на нужды новой промышленности, а продовольствие потребуется для обеспечения растущей зарплаты и растущего населения страны. Для обеспечения сбыта произведенных товаров необходимо проводить политику не снижения, а увеличения номинальной и реальной заработной платы. Увеличения зарплаты можно достичь только путем ускоренного создания новых рабочих мест на новых предприятиях, что вполне можно организовать при растущем потоке инвестиций. Это и есть самый эффективный способ обогащения народов, в отличие от режима свободной торговли, который может обеспечить экономический рост только для уже развитых промышленных стран. Таким образом, в мерах протекционизма заключена истинная природа и причины богатства народов.

Фритредерство

Протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, к достижению большей открытости национальной экономики. Либерализация внешней торговли является более выгодной каждая каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.

После некоторого сдвига к режиму свободной торговле в Европе после 1850 г., в 1930-1970 гг. страны Западной Европы опять перешли к протекционизму из-за ослабления своей экономики. В настоящее время все развитые страны применяют протекционизм, но не открытый, а скрытый протекционизм. Таким образом, опыт ныне развитых стран показывает, что протекционизм применяется в годы слабой экономики, а переход к режиму свободной торговли начинается при значительном укреплении промышленной экономики. При этом открытый режим свободной торговли применяется в сочетании со скрытым режимом протекционизма. Следовательно, в настоящее время для слабых и неразвитых стран нельзя рекомендовать режим свободной торговли. Они просто обязаны, в интересах собственного экономического развития, применить режим протекционизма.

Уровни регулирования международной торговли

Регулирование международной торговли осуществляется на двух уровнях: международном и национальном.

На национальном уровне регулирование представлено регулированием экспорта и импорта. Регулирование экспорта направлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно-финансовых методов. К организационным методам стимулирования экспорта относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров, участие государственных органов в заключении торговых сделок, содействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний и т.д. Кредитно-финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных и поддержку частных кредитов, государственное страхование заграничных операций, освобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

Даже если конкуренция вынуждает импортера назначить свою минимальную цену, таможенная пошлина поднимет отечественную цену импортного товара выше мировой, поскольку теперь минимальная отечественная цена, по которой импортер готов продавать свой товар, равняется мировой цене плюс таможенная пошлина.

Несовпадение интересов различных субъектов рыночных отношений при использовании инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно проиллюстрировать на примере влияния пошлин на импорт.

Экспортная политика

Для проведения эффективной экспортной политики государству необходимо сконцентрировать собственные усилия и ресурсы на формировании технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства и определить рациональную структуру вывозимых товаров за рубеж. Для этого нужно активизировать собственный потенциал и расставить акценты в экономической политике государства.

Освоение экспортного потенциала этих и других наукоэффективных отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства. При соответствующем повышении эффективности включение данных секторов промышленности в международное разделение труда позволило бы им сделать своеобразный экспортный прорыв, что послужило бы стимулом к улучшению технического уровня сопряженных с ними отечественных производств.

Нельзя забывать о том, что данные преимущества могут быть реализованы на тех рынках, где особенно сильно противодействие опирающихся на всю мощь государственной поддержки западных конкурентов. Выход на эти рынки невозможны без заключения межгосударственных соглашений с развитыми странами, регламентирующими украинское присутствие на них.

Политика государства в сфере регулирования импорта

Импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. Ни одна страна, как бы она не была велика, как бы ни был сильно диверсифицирован ее народнохозяйственный комплекс, не может обойтись без импорта. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих ее производственную специализацию, критерием которой является эффективность.

Импорт должен способствовать подъему национальной экономики, при этом его товарная структура должна быть оптимальной. В противном случае ввоз импортных товаров не только не будет ускорять экономическое развитие страны, но, напротив, будет тормозить его.

Под оптимальной структурой импорта следует понимать такую структуру, в которой достаточно полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, не производимые в стране, необходимые не только для функционирования экономики, но и обязательно для ее модернизации, а также потребительские товары, производство которых в данной стране не выгодно.

Импортная политика государства должна способствовать развитию отечественного производства. Однако в том случае, когда закупки за рубежом позволяют сэкономить время и финансовые ресурсы для осуществления технического перевооружения и структурной перестройки экономики или когда речь идет о товарах, издержки производства которых в Украине слишком высоки, возможности импорта целесообразно использовать полнее. Нельзя забывать о роли импорта в создании конкурентной среды, которая побуждает отечественных производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, что в конечном итоге способствует повышению эффективности всей национальной экономики.

В области совершенствования структуры импорта сегодня необходимо решить две стратегических задачи: первая – повысить роль импорта в возрождении и модернизации украинской экономики, ослабив ее потребительскую («проедательскую») направленность, вторая – обеспечить внутренний рынок продукцией, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве. Причем, следует сократить, а затем, по мере создания соответствующих условий, полностью прекратить закупки продукции, которые делают нашу страну наиболее уязвимой с точки зрения обеспечения экономической, в том числе продовольственной, безопасности.

Источник:

Страгис Ю.П. Протекционизм: история и теория экономической политики // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 2. – С. 49.