Государственное регулирование рынка рабочей силы

Государственное регулирование рынка рабочей силы – совокупность основных направлений, форм и методов целенаправленного воздействия государства на условия продажи и использования рабочей силы. Государственное регулирование рынка рабочей силы обусловлено неспособностью рыночной системы обеспечить воспроизводство рабочей силой необходимого качества (ее общеобразовательного и квалификационного потенциала), уменьшить растущую безработицу, а также обеспечить значительную часть безработных средствами к существованию.

Основные направления государственного регулирования рынка рабочей силы:

  • подготовка и переподготовка рабочей силы,
  • стимулирование процесса создания новых рабочих мест и сохранение существующих,
  • влияние на процесс купли-продажи рабочей силы и ее использования.

Различают прямое и косвенное государственное регулирование рынка рабочей силы. Первое осуществляется с помощью правовых и административных методов, второе – в основном экономическими методами (налоговой, кредитной, амортизационной и с помощью других форм экономической политики). В целом государственное регулирование рынка рабочей силы происходит с использованием экономических, правовых, административных рычагов. Его теоретическая основа – кейнсианство и институционализм. Среди взглядов Дж. Кейнса на эту проблему – прежде всего постулаты о невозможности существования капиталистической экономической системы без активного государственного регулирования, о вынужденном характере безработицы (представители неоклассического направления утверждали о добровольном характере безработицы) и др. В то же время в 80-х – первой половине 90-х гг. с приходом к власти в некоторых развитых странах мира консервативных правительств определенную роль в концептуальном обосновании государственного регулирования рынка рабочей силы сыграло неоклассическое направление, в частности, концепция «экономики предложения», что выразилось в сокращении государственных расходов на воспроизводство рабочей силы.

Экономические рычаги процесса государственного регулирования рынка рабочей силы – развитие государственного предпринимательства, государственные закупки товаров и услуг, предоставление налоговых льгот и субсидий негосударственным предприятиям по созданию дополнительных рабочих мест, амортизационная, региональная, денежно-кредитная политика и т.д.

Правовые рычаги государственного регулирования рабочей силы – принятие законов и законодательных актов о продолжительности рабочего дня, оплачиваемых отпусков, величине минимальной заработной платы, начале трудоспособного возраста и выходе на пенсию и т.д.

Административные рычаги – приказы, постановления, распоряжения правительства. Так, в США комплекс экономических, социальных и трудовых отношений, значительная часть которых касается рынка рабочей силы, регулируется 202-томним «Сведением федеральных законов и обязательных постановлений».

Организационные рычаги государственного регулирования рынка рабочей силы – организация служб занятости и трудоустройства, учреждений профессионального и среднего образования, социального обеспечения безработных и др.

Путем использования государственного предпринимательства государство расширяет масштабы общественных работ (строительство дорог, мостов и т.п.), увеличивает объемы капиталовложений в основном в период экономического кризиса и др. При закупке товаров и услуг оно заключает государственные контракты с крупными компаниями и обязывает их передавать выполнение части таких заказов мелким и средним компаниям, привлекая таким образом к их выполнению значительную долю трудоспособного населения (в США – до 20% совокупной рабочей силы). Государственные расходы на потребление в 1995 г. составляли в странах Европейского Союза почти 17% от величины ВВП, 17% – в США, свыше 10% – в Японии. Средние темпы государственных закупок в 1981-94 гг. были самыми высокими в Ирландии (более 4%), Японии, Люксембурге, Австралии (от 3 до 4%), Норвегии, США, Канаде, Португалии (до 2,5%). Весомое влияние на занятость рабочей силы имеет трудоустройство части наемных работников в государственных учреждениях среднего, среднего специального и высшего образования, здравоохранения и др.

В структуре государственных расходов на регулирование рынка рабочей силы и программы подготовки и переподготовки безработных направляется в среднем до 50% всех расходов, причем большая часть этих средств – на поддержку и увеличение занятости среди безработных. Непосредственное влияние на рынок рабочей силы, в частности уменьшение безработицы, имеет активная региональная политика, прежде всего государственные ассигнования на развитие отсталых регионов.

Среди косвенных рычагов влияния – предоставление налоговых льгот и дотаций предприятиям и компаниям за создание рабочих мест, компенсация расходов, связанных с поисками работы и трудоустройством, прямые выплаты предпринимателям за каждого трудоустроенного и т.д.

Рычаги социальной защиты – выплата пособия безработным, индексация денежных доходов населения в случае быстрого роста цен, предоставление помощи на время переподготовки, помощь малообеспеченным семьям и т.д. Так, в Западной Европе в середине 90-х гг. на переподготовку рабочей силы расходовалось 0,3% от объемов ВВП, на непосредственное создание рабочих мест – 0,2%, на поддержку молодежи – 0,2%, на помощь безработным – 2,2%, на помощь при условии раннего выхода на пенсию – 0,5%.

В то же время для получения помощи по безработице в Великобритании необходимо было проработать на предприятии или в организации не менее 11 недель, в США – 20 недель, в Швеции – 5 месяцев, Швейцарии, Франции, Италии – 1 год, в Голландии, Германии – 3 года. Максимальная продолжительность выплаты пособия безработным была крупнейшей в Финляндии (2 года), Голландии – 38 месяцев, Франции, Дании – по 30 месяцев, наименьшая – в США (26 недель), Швейцарии – 50 недель, Великобритании – 52 недели. Средняя величина выплат - от 50 до 75% реальной заработной платы.