Государственное регулирование внешнеторговых отношений

Всемирный рынок - арена острой конкурентной борьбы между экспортерами аналогичных и взаимозаменяемых товаров, а также сталкивание интересов экспортеров и импортеров. Поскольку национальные хозяйства всех стран в той или иной степени зависят от внешней торговли, то государство пытается регулировать внешнеторговые отношения. Исторически сложилось два противоречивых вида политики: протекционализм и свобода торговли.

Протекционализм – это система ограничения импорта, включающая установление высоких таможенных политик, квот, стандартов и т.п. Эта политика направляется на защиту национального производства. При свободной торговле таможенные страны выполняют только регистрационные функции, т.е. отсутствуют установленные правительством барьеры между всеми участниками международной торговли. Эта политика характерна для стран с высокой эффективностью национального хозяйства, способных выдержать иностранную конкуренцию. Обычно страны стараются проводить гибкую внешнеторговую политику, используя элементы и протекционализма, и свободной торговли.

Правительства стран, поддерживая принципы свободного предпринимательства, вместе с тем могут возводить различные барьеры на пути потоков товаров и услуг из их стран (экспорт) или в их страны (импорт). Наиболее важным среди таких барьеров является таможенная пошлина. Таможенная пошлина – обязательная плата, взимаемая таможенными органами при пересечении товарами или услугами границ государства.

Таможенный тариф, ограничивая импорт приводит к ухудшения возможностей потребителей. Однако такой тариф всегда выгоден производителем товаров, конкурирующих с иностранными.

Современные государств активно применяют другие меры, следуя идее протекционализма – методы нетарифного ограничения международной торговли:

импортные квоты,

государственную монополию на внешнюю торговлю,

экспортные субсидии,

жесткое лицензирование импортных товаров,

демпинг.