Социальная политика. Показатели человеческого развития как инструмент оценки социальной политики

Основные положения концепции человеческого развития, которая, как известно, была сформирована мировым сообществом в конце 80-х годов прошлого века, сводятся к тому, что конечной целью общественного развития должно быть повышение качества жизни людей. Сегодня эта концепция признана большинством стран мира как объективно необходимое условие при определении стратегии и тактики их социально-экономического развития.

С 1990 г. ООН ежегодно публикует Отчеты о мировом человеческом развитии, неотъемлемой составляющей которых являются статистические приложения, содержащие сравнительные данные об уровне человеческого развития всех представленных в этих документах стран. В основу этих сравнений положены расчеты индексов человеческого развития по методике, предложенной Программой развития ООН, с использованием данных о состоянии здоровья, уровне образования и благосостоянии населения. Характеристику здоровья дает показатель средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении, образования – показатели грамотности взрослого населения и охвата обучением соответствующих его групп, благосостояния – объем ВВП по паритету покупательной способности в расчете на душу населения.

Индекс человеческого развития рассчитывается по формуле простой средней арифметической из индивидуальных нормированных индексов продолжительности жизни, уровня образования и ВВП. Этот индекс является своеобразным рейтинговым показателем, который позволяет в целом методологически корректно и информационно обоснованно определить место каждой страны на единой шкале.

К сожалению, как показывают исследования, переходные процессы в подавляющем большинстве стран сопровождаются ухудшением условий и уровня жизни населения, а также практически всех характеристик человеческого развития. Ухудшаются почти все показатели демографической динамики, сокращается средняя продолжительность жизни, уровень благосостояния и образования, растет безработица и т.д. Не выделяется из общего ряда и Россия. Реальности последних лет – ухудшение состояния здоровья населения, что отражается на росте заболеваемости и смертности, падении жизненного уровня и реальных доходов большинства населения, снижение стремления к получению образования и культурных ценностей. Неравномерность выхода из кризисного состояния отдельных секторов экономики провоцирует усиление имущественного расслоения населения, несоблюдение элементарных стандартов условий труда и низкий уровень заработных плат на большинстве предприятий.

Государственная социальная политика должна обеспечивать максимально безболезненную и ориентированную на интересы людей динамику этих процессов. Именно поэтому руководство страны стремится не только достичь немедленных изменений, но и обеспечить стабильность человеческого развития в процессе переходного периода.

Современная концепция человеческого развития должна базировать на следующих принципах:

- повышение роли каждого отдельного человека в обществе, расширение его возможностей самостоятельно решать свою судьбу, то есть принимать решения и нести за них ответственность;

- обеспечение социальной справедливости по отношению к каждому человеку. Это касается распределения доходов и оплаты труда в зависимости от его качества, интенсивности и количества, в доступе к образованию, услугам здравоохранения, работе, социальным благам;

- достижение эффективной занятости, которая в отличие от современного состояния призвана обеспечить не только социальный статус, но и благосостояние работающих, стимулировать легальную эффективную деятельность, а не на ориентацию на теневой рынок труда;

- достижение экологической безопасности, поскольку уровень загрязнения окружающей среды в настоящее время превышает все пределы возможного.

При формировании стратегии человеческого развития безусловно необходимо учитывать региональные различия, обусловленные действием социально-демографических, организационно-экономических, экологических факторов, национально-культурных традиций. Это объясняется тем, что по многим социально-экономическим индикаторам наблюдается значительная региональная дифференциация.

Указанные обстоятельства повышают значение проведения эффективной государственной региональной политики, определения приоритетов и принятия обоснованных управленческих решений по формированию и реализации стратегии социально-экономического развития регионов с учетом их особенностей.

Более глубокое изучение особенностей социально-экономического развития регионов, систематизацию накопленных в них проблем можно осуществить путем сравнительного анализа с использованием системы специальных социальных индикаторов. При наличии большого количества индикаторов это может быть сделано на основе построения обобщающего интегрального регионального показателя.

Анализ методики ООН относительно определения индекса человеческого развития позволяет сделать вывод о нецелесообразности механического ее применение к построению соответствующих интегральных индексов для конкретного государства и региона в силу следующих обстоятельств:

- международная методика ориентирована только на ту информацию, которая присутствует во всех без исключения странах, в то время как существующая в нашей стране статистическая база позволяет учесть значительно более широкий круг показателей;

- информация не по всем показателям, которые характеризуют развитие страны в целом, достаточно надежна в разрезе отдельных регионов (это касается, например, объемов ВВП и доли студентов ВУЗОВ в составе населения соответствующего возраста, которая является завышенной в регионах с мощными учебными центрами благодаря притоку жителей других регионов на обучение);

- расчеты индекса человеческого развития по ограниченному кругу показателей увеличивают влияние качества данных по каждому из них (или случайных колебаний) на объективность конечного результата;

- методика ООН выходит из одинаковой важности (веса) всех составляющих человеческого развития, что не представляется вполне обоснованным, поскольку различные составляющие оказывают неодинаковое влияние на человеческое развитие в целом: например, уровень экономического развития страны существенно влияет на развитие таких отраслей, как образование и здравоохранение;

- ориентация системы показателей исключительно на положительные характеристики (стимуляторы) человеческого развития (чем выше значение показателя, тем выше уровень развития по этому показателю в соответствующем регионе) оставляет без внимания негативные индикаторы (дестимуляторы) развития общества, в частности преступность, безработицу, экологическое загрязнение и т.п.