Наличие актуальной версии отчета (2022-2024 гг.) можно проверить в сообществе

Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса

Важной задачей государственного регулирования в нефтегазовом комплексе является обеспечение баланса между развитием крупного и малого нефтяного бизнеса (МНБ). Для экономики в целом устойчивое функционирование малого предпринимательства позитивная тенденция, поскольку происходит развитие рыночных институтов, появляется конкуренция и ориентация на инновационное развитие.

В нефтяной отрасли существуют высокие барьеры входа в бизнес для малого предпринимательства. Это связано с особенностями добычи нефти, такими как: зависимость от горно-геологических условий и транспортной инфраструктуры, капиталоемкость проектов, доступ к рынкам сбыта. Лучшие месторождения уже разрабатываются крупными нефтяными холдингами, получить в пользование участок недр нераспределённого фонда с хорошими промысловыми характеристиками для малого бизнеса не представляется реальной задачей. Кроме того не всегда можно обеспечить стабильный доступ к трубопроводным мощностям и рынкам сбыта.

Все это предполагает активное использования программно-целевых подходов в государственной экономической политике. Программно-целевой подход призван обеспечить формирование и реализацию стратегических планов с условием обязательного учета интересов МНБ. Индикаторы таких программ должны быть нацелены на увеличение доли добычи нефти малыми компаниями и повышения их конкурентоспособности, а также возможности полноценно функционировать вместе с крупными холдингами.

Инструментом реализации стратегий развития малого нефтяного бизнеса могут выступать федеральные целевые программы (ФЦП), позволяющие в рамках программно-целевого подхода формализовать необходимые мероприятия для системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем энергетической политики. Также ФЦП должны обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей сбалансированного развития с активным привлечением МНБ в процесс освоения месторождений и оказания сервисных услуг. В рамках таких программ проводится обоснование различных форм государственного стимулирования развития различных секторов экономики, в нашем случае это могут быть организационно-административные и финансово-кредитные механизмы поддержки МНБ.

Федеральные целевые программы (ФЦП) – это инструмент программно-целевого планирования. Особенности ФЦП в условиях России следующие:

  • ориентация на решение стратегических задач развития отраслей, регионов, комплексов;
  • долгосрочный горизонт планирования, позволяющий оценивать общественные, бюджетные и коммерческие эффекты;
  • системный подход к формированию целевых установок, в рамках важнейших ключевых пространств, таких как ресурсы, сроки, экономические индикаторы, управленческие решения, социальная ответственность государства и бизнеса;
  • открытый порядок формирования программ и общественный контроль за ходом их реализации;
  • высокий уровень прозрачности государственных заказов в рамках программных мероприятий;
  • адаптивные механизмы корректировки мероприятий программы, способных обеспечить быструю реакцию менеджмента проекта на изменения происходящие во внешней среде и оказывающие влияние на реализацию программы;
  • возможность в рамках реализации программ находить точки взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти и частных компаний.

Целевые программы, как правило, включают комплекс исследовательских, инновационных, производственно-технологических, социально-экономических, организационно-административных и других мероприятий, способствующих решению стратегических задач.

На настоящее время ФЦП наиболее понятный и прозрачный инструмент проведения экономической политики для структурной перестройки энергетического сектора и других отраслей промышленности.

Такие программы, выполняемые под контролем государства, должны обеспечивать взаимодействие федерального центра, регионов, крупных нефтяных холдингов, МНБ. В рамках ФЦП, направленной на развитие нефтегазовых регионов или реализацию проекта освоения крупного углеводородного месторождения, целесообразно зафиксировать роль малого нефтегазового бизнеса в сферах разведки, добычи, сервисных услуг.

Важная роль в рамках программно-целевого планирования должна отводиться инструментарию интеграционных методов взаимодействия крупных компаний с малым бизнесом на основе субподрядов и механизмов аутсорсинга. В качестве обязательной стратегической задачи ФЦП необходимо прописать условия реализация проектов реанимации бездействующих скважин и низкорентабельных объектов углеводородного сырья, принадлежащих крупным нефтяным холдингам с обязательным привлечением МНБ, оказывающих услуги по добыче, капитальному ремонту скважин, переработке нефтяного газа.

При этом в ФЦП должна прописываться роль государства, которая меняется в зависимости от масштабности и типа проекта его региональной принадлежности. Для масштабных проектов – это участие в финансировании развития инфраструктуры, создание институциональных условий привлечения дополнительных инвестиций, стимулирования активизации инновационной деятельности. Для средних и мелких проектов стимулирование развития малых добывающих и сервисных компаний.

В рамках формирования таких проектов как освоение новых месторождений углеводородного сырья со строительством портовой инфраструктуры и нефтеналивных терминалов государство должно способствовать формированию рыночной среды по развитию кластеров конкурентоспособности с участием малого бизнеса, но в основном секторе оказания сервисных услуг.

Основные стратегические задачи сбалансированного развития нефтегазового комплекса с целью активизации деятельности МНБ, которые должны фиксироваться в рамках ФЦП или других целевых программ следующие:

  • Совершенствование антимонопольной политики должно быть направлено на устранение дискриминации, сдерживающей развитие МНБ в части доступа к трубопроводному транспорту и потребителям.
  • Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на дифференциацию налоговых ставок в зависимости от геолого-промысловых и географо-экономических условий разработки, а также выработанности и рентабельности месторождений; кроме того ввести расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых для МНБ на основе внутренних цен.
  • Совершенствование условий кредитования малых предприятий. Для малых нефтяных компаний необходимо снижать ставки кредита, в связи с низкой обеспеченностью финансовыми средствами. Должны быть также прописаны государственные гарантии на получение кредитов для МНБ.

Источник: Шейкин А.Г. «Применение программно-целевого подхода для государственного регулирования малого нефтяного бизнеса»

Финансовый анализ коммерческой организации (по РСБУ)

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.

Финансовый анализ коммерческой организации (по МСФО)

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 2. Горизонтальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 3. Вертикальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 4. Анализ ликвидности Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании

Раздел 7. Анализ финансовых результатов

Раздел 8. Анализ деловой активности компании

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.