Какие методы используются в сфере государственного регулирования цен и тарифов?

Государство при проведении ценовой политики может применять как административные, так и экономические методы.

Административное регулирование цен выступает как их непосредственное административное установление, в основе которого лежит собственность государства на реализуемые товары.

Экономическое регулирование – это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма.

Государство фиксирует цены:

  • вводя государственные прейскурантные цены (советская экономика до 1987 г.);
  • «замораживание» цен на определенном уровне редко, кратковременно, в условиях инфляции;
  • государство может зафиксировать цены монополиста или предприятия занимающего доминирующее положение на рынке и злоупотребляющее этим (доля на рынке определенного товара более 35%).

На некоторые виды товаров государство ограничивает действие рыночного механизма ценообразования. При этом оно использует следующие методы регулирования:

  1. Установление максимальных цен. Наиболее распространенной формой регулирования является запрещение повышения цен сверх установленного предела. Это обычно делается для защиты интересов потребителей. Контроль над ценами также может быть введен для сдерживания темпов развития инфляции, предотвращения получения сверхприбыли в период временной нехватки товаров, для продукции монопольных объединения. Ясно, что если установленная максимальная цена превышает цену равновесия, сложившуюся на свободном от ограничений рынке, она не принесет желаемого эффекта. Если же установленная максимальная цена ниже цены равновесия, образуется дефицит вследствие присутствующего на рынке неудовлетворенного спроса. К числу последствий, порождаемых подобной ситуацией, могут, в частности, относиться:
    • образование очередей. Один из способов удовлетворения избыточного спроса заключается в образовании очередей в форме списков очередности заказов или живых очередей у предприятий розничной торговли. Очереди, в большинстве случаев выстраиваются в порядке подачи заявок. В отдельных случаях могут быть разработаны критерии льготного обслуживания;
    • нормирование товаров. Цены и очереди являются уже сами по себе формой распределения дефицитных запасов между конкурирующими потребителями. Другие форму нормированного распределения могут быть установлены продавцами (например, предпочтение постоянным клиентам, ограничение количества товаров, отпускаемого в одни руки) или органами государственного управления (например, правительство может ввести карточную систему с целью ограничения отпуска товаров одному лицу);
    • поиски легальных путей обхода ограничений. Если потребители готовы и согласны платить цену выше установленной, а поставщики заинтересованы продавать большее количество товаров по завышенной цене, тогда, к обоюдной выгоде, и те, и другие ищут законные пути для обхода максимальной цены. Например, они могут отказаться от приобретения лимитированных товаров по карточкам или в очередях, а товары, имеющиеся в свободной продаже, продавать и покупать по повышенным ценам;
    • накопление товаров. Одно из негативных последствий нехватки товаров заключается в том, что люди начинают приобретать товары про запас. Это сдвигает кривую спроса вправо и еще сильнее обостряет ситуацию;
    • «черный рынок». По той же самой причине, по которой одни заняты поисками легальных путей, другие идут на нарушения правил контроля над ценами, установленными правительством. В этом случае цена товаров может оказаться выше, чем цена равновесия на свободном от ограничений рынке;
    • е) эффект поставок. В сфере предпринимательства может быть стимулировано производство товаров-заменителей, цены на которые не регулируются. В результате роста предложения на рынке товаров-заменителей понизится избыточный спрос на дефицитные товары.
  2. Введение максимальных размеров цен и лимитирование снабжения населения товарами не приводит к ликвидации избыточного спроса и установлению рыночного равновесия. Наряду с регулированием цен необходимо осуществлять меры по сокращению спроса и стимулированию предложения. Одним из методов стимулирования производства товаров, цены на которые регулируются путем установления максимального предела, является предоставление дотаций предприятием-производителем этих товаров.
  3. Создание резервов товаров. Система регулирования цен обычно вводится одновременно с планами создания резервов товаров. В периоды, когда рыночные цены падают, правительственные органы скупают излишки предлагаемых товаров и этим создают резервные запасы. Если же рыночные цены значительно возрастают, товары будут изъяты из резервных запасов и предложены на рынке. Рост предложения снизит рыночные цены, и они установятся на уровне рыночного равновесия. Чаще всего практикуется создание резервных запасов сельскохозяйственной продукции, поскольку поставки этих товаров обычно неравномерны из года в год. Кроме того, группы населения, занятые производством сельскохозяйственной продукции и сосредоточенные территориально, зависят от доходов, полученных благодаря сбыту. Причиной создания резервных запасов товаров может послужить также необходимость бесперебойного снабжения и защиты населения от резких колебаний цен.
  4. Установление минимальных цен. Минимальные цены устанавливаются правительством выше рыночного равновесия. Ее установление приводит к образованию избыточного предложения, сокращению производства и установлению цены рыночного равновесия на уровне минимальной. Установление минимальной цены может сопровождаться мероприятиями, направленными на стимулирование спроса.

Политика ценообразования является составной частью общей экономической и социальной политики государства и направлена на обеспечение:

  • равных экономических условий и стимулов для развития всех форм собственности, экономической самостоятельности предприятий и административно-территориальных регионов;
  • сбалансированного рынка средств производства, потребительских товаров и услуг;
  • противодействия монопольным тенденциям изготовления товаров;
  • объективных соотношений в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, что способствует эквивалентности обмена;
  • расширения сферы применения свободных цен;
  • повышения качества продукции;
  • социальных гарантий в первую очередь для низкооплачиваемых и малообеспеченных слоев населения;
  • создания необходимых экономических гарантий для производителей;
  • ориентации цен внутреннего рынка на уровень мировых цен.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется посредством установления:

  • государственных фиксированных цен (тарифов);
  • предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов.

Применяются следующие методы государственного регулирования цен и тарифов:

  • определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию;
  • установление предельных уровней цен и тарифов, включая назначение фиксированных цен;
  • установление предельных уровней торговых надбавок (скидок);
  • установление предельных уровней рентабельности продукции для целей ценообразования;
  • декларирование изменения цен;
  • замораживание цен.

Существующие методы ценообразования и реализация различных видов ценовой стратегии отдельными фирмами иногда связаны с прямым использованием криминальных методов завышения цен. Причиной этого являются дефекты государственного регулирования самого процесса ценообразования, особенно на социально важные товары (хлеб, молоко, сахар) и энергоносители (бензин, дизельное топливо). Иногда завышение цен является прямым последствием монопольного положения отдельных производителей товаров и услуг (например, коммунальные службы, которые заняты вывозом бытового мусора, часто идут на частичное завышение цен на свои услуги).

Помимо этого, существуют случаи, когда аграрные производители, везущие для реализации свою продукцию на рынки различных мест Украины, вынуждены продавать ее за бесценок перекупщикам, которые используя свое монопольно-гангстерское положение на рынках, устанавливают непомерно высокие цены.

Некоторые фирмы, специализирующиеся на рынке недвижимости, сначала делают все возможное, а часто и не возможное, используя при этом заказные убийства и обман бывших собственников, с целью присвоения их квартир в респектабельных районах города, а потом сдают эти помещения в аренду имея за это сверхприбыль. Существуют и другие формы осуществления преступлений, связанных с использованием системы ценообразования.

Для противодействия криминальным эффектам в системе ценообразования, которые ведут к частичному повышению цен, необходимо осуществление комплекса мер. Во-первых, в переходный период важно осуществить государственное регулирование цен на социально важные товары и энергоносители; во-вторых, требуется жесткий контроль процесса демонополизации в различных отраслях экономики с целью недопущения усиления монополистических тенденций, особенно связанных с использованием различных форм контроля за поддержанием социально оправданных цен со стороны различных структур: государственных (МВД) и общественных (общество потребителей).

Система государственных запретов в сфере ценообразования включает:

  • запрет на горизонтальное фиксирование цен – это запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на одном уровне;
  • запрет на вертикальное фиксирование цен – это запрет производителям навязывать свои цены поставщикам и торговле;
  • запрет на ценовую дискриминацию – это запрет на ограничение свободы выбора, суть в том, чтобы создать такое положение, когда продавец обязан предлагать свой товар схожим по роду деятельности торговым предприятиям по одним и тем же ценам. К ценовой дискриминации относятся – связанные контракты (продажа с нагрузкой), контракты, требующие покупок только у данной фирмы;
  • запрет на демпинг – т.е. продажу товара ниже себестоимости с целью устранения конкурентов;
  • запрет на недобросовестную ценовую рекламу – объявляются низкие цены, а когда приходят покупатели, им говорят, что товар уже продан и остались товары только по высокой цене. Срабатывает принцип «заманивание и переключение».