Региональная политика. Проблемные регионы

Постоянное бюджетное финансирование проблемных территорий за счет богатых регионов приводит к тому, что у лидеров пропадает желание ускоренно развиваться. С проблемой реабилитации проблемных территорий столкнулись такие страны как США, Франция, Германия, Великобритания, страны бывшего «социалистического лагеря». Практически каждая страна, имеющая значительную территорию, периодически сталкивается с подобными проблемами. В их числе неравенство регионов, связанное как с объективными, так и с субъективными причинами, противоречиями, возникающими из-за различных интересов регионов и между собой, и по отношению к центру. Каждая из этих стран подходят к решению данной проблемы по-своему.

Довольно известная научная школа сложилась в США. Одним из крупных американских исследователей проблем урбанизации стал Дж. Фридман, который считал, что только города могут быть центрами экономического роста. В соответствии со своей теорией он выделял четыре стадии формирования центров роста. Для первой стадии характерным является большое число «локальных ядер», которые слабо воздействуют на сопредельные территории. На второй стадии из них выделяются наиболее мощные, которые оказывают существенное воздействие на окружающую их периферию. После окончания Второй мировой войны американцы стали искать собственные подходы к преодолению региональных депрессий, возникающих на территориях, пострадавших от изменения структуры спроса, в первую очередь – снижения военного заказа. Для решения указанной проблемы ими была разработана долгосрочная межрегиональная государственная программа, которая помогла в значительной степени снять последствия экономической депрессии, характерной для некоторых старопромышленных районов страны.

Французские исследователи столкнулись с другой проблемой, связанной с тем, что в Париже сконцентрировалась 1/5 населения всей страны, что стало причиной стагнации, губительно влияющей на развитие остальной территории страны. Для решения этой проблемы в рамках министерства реконструкции и урбанизации был создан специальный департамент, непосредственно отвечающий за региональную политику. Кроме этого, были выделены дополнительные средства в бюджете на реализацию выработанной региональной политики. Компании, выбравшие местом размещения столицу, должны были получать специальное разрешение на осуществление своей деятельности в ней.

Особого внимания заслуживают исследования французских ученых, связанные с созданием полюсов роста и с осями развития. Ж.Р. Будвиль в рамках разработанной им «теории центральных мест» считал, что необходимо ранжировать «полюса роста» на четыре группы – это малые и средние города, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции и обслуживающие близлежащие территории; средние по размерности промышленные города, предприятия которых выпускают различные виды продукции и которые взаимодействуют не только с близлежащими территориями, но и с внешним окружением; большие города, так называемые агломерации, в которых сосредоточены предприятия основных наиболее важных отраслей экономики и которые обеспечивают значительную самостоятельность этим центрам и, наконец, полюсы, которые выполняют роль интеграторов нескольких городов и определяют всю эволюцию пространственно го развития регионов.

Если говорить о Евросоюзе, то на первых этапах создания использовалась политика выравнивания, которая, в первую очередь, была направлена на подтягивание относительно отсталых стран с наиболее худшими экономическими показателями до уровня средних, и для этих целей были созданы соответствующие фонды. В качестве основных показателей при этом использовались следующие: ВВП на душу населения, реальные доходы на душу населения, расходы бюджетов всех уровней на душу населения, критерии качества жизни, включающие жилищные условия, систему образования, продолжительность жизни. Начиная с 2001 г., Европейский Союз изменил свою политику и в основном ориентируется на политику сплочения, в рамках которой помощь нуждающимся территориям должна оказываться в течение 3-х или 6 лет. Опыт Евросоюза наглядно подтверждает вывод о том, что региональное выравнивание не всегда эффективно и может в принципе привести также к ухудшению ситуации.