Являются ли понятия «продукт» и «благо» идентичными?

В результате взаимодействия факторов производства создается определенный продукт (благо), предназначенный для потребления. Между терминами «продукт» и «благо» существуют некоторые различия. Продукт – это просто полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство факторов производства. Поскольку продукт – результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, его называют экономическим продуктом. Экономический продукт, представленный в материально-вещественной форме, выступает как материальный продукт, или продукция, а представленный в духовной, информационной форме – интеллектуальный продукт либо продукт в виде выполненных работ и услуг.

Благо – это все то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу, доставлять удовольствие. Благом можно назвать только тот продукт, который удовлетворяет ту или иную потребность человека.

Каким образом экономическая теория трактует понятия «работа»?

Работой в экономике называют трудовую деятельность, само существование которой рассматривается как продукт деятельности, как полезный и нужный ее результат, подлежащий оценке и оплате. Так, строительные, ремонтные, монтажные, уборочные работы – это не только определенный вид деятельности, но и ее продукт.

Каким образом экономическая теория трактует понятие «услуги»?

Услуги – один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества существующих вещей (стрижка, стирка, ремонт, реставрирование, обучение, лечение и т.п.). Экономический продукт в виде услуг – это новое качество, возникающее в процессе и благодаря данной экономической деятельности.

Являясь благом, услуги также имеют свою специфическую классификацию. Статистика дает следующую классификацию услуг: бытовые услуги (по направлениям), связи, культуры, содержание детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, правового характера, финансово-кредитной системы, учреждений физической культуры и спорта.

Какими основными свойствами характеризуется каждый продукт?

Каждый продукт характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять потребности человека и обмениваться на другие продукты исходя из их полезности и воплощенных в них затрат живого человеческого труда. Первое свойство проявляется через натурально-вещественную сторону продукта, обладающего соответствующими механическими, химическими, физическими и другими полезными свойствами, которые делают продукт способным удовлетворять потребность. Это могут быть не только вещи как таковые, но и услуги связи, торговли, образования, здравоохранения и т.п.

Второе свойство проявляется через стоимостную форму продукта и является результатом затраченного живого и овеществленного (прошлого) труда. Это общественная сторона продукта, которая проявляется при обмене на другие продукты или деньги. В этом случае продукты принимают форму товара, стоимость которого состоит из стоимости затраченных на его производство средств производства (текущих материальных затрат и амортизации), оплаты труда работников, добавленной стоимости.

Чем отличаются промежуточный и конечный продукт?

Все формы и виды экономического продукта можно разделить на два класса – промежуточный продукт, подлежащий дальнейшим производственным преобразованиям, и конечный продукт, поступающий в сферу своего конечного использования.

На какие группы делятся продукты труда с точки зрения характера потребительских свойств?

С точки зрения характера потребительских свойств продукты труда подразделяются на вещественные продукты труда и услуги (материальные и нематериальные).

На какие группы делятся продукты труда в соответствии с их функциональным назначением?

В соответствии с функциональным назначением в процессе общественного воспроизводства продукты делятся на средства производства и предметы потребления.

Средства производства возвращаются в процесс производства, никогда из него не выходят и используются для замены изношенных, для расширения производственных мощностей, модернизации и реконструкции действующих основных фондов.

Предметы потребления используются для удовлетворения личных потребностей человека и воспроизводства рабочей силы. Они постоянно выходят из процесса производства и никогда туда не возвращаются. В определенных социально-экономических условиях средства производства принимают форму капитала, а предметы потребления – форму дохода. Исходя из такого деления общественного продукта на практике иногда все материальное производство делят на I подразделение (производство средств производства) и II подразделение (производство предметов потребления).

Анализ складывающихся пропорций между I и II подразделениями общественного производства показывает, в каком направлении развивается экономика: либо в направлении социально ориентированной рыночной экономики (темпы роста II подразделения опережают темпы роста I), либо производство осуществляется ради самого производства (темпы роста I подразделения опережают темпы роста II). Последний тип экономики называют милитаризованной или экономикой нерыночного типа.

Чем отличаются индивидуальный и общественный продукт?

Различают индивидуальный и общественный продукт.

Индивидуальный продукт – это результат труда отдельного работника. Это связано с тем, что тот или иной продукт обладает свойствами исключительности или конкурентности (например, одежда, обувь, мебель и т.п.).

Другими словами, индивидуальный продукт производства – это составная часть, отдельный «экономический экземпляр» продукта общественного производства. Олицетворяет определенную полезность (потребительскую стоимость) и определенные затраты труда на его производство (стоимость). Через полезность (потребительскую стоимость) формируется отношение дальнейшего экономического оборота.

Индивидуальный продукт производства приобретает различные формы. Во-первых, этот продукт – результат технологически индивидуального производства, продукция которого изготавливается в единичных экземплярах. Далее индивидуальный продукт производства или остается и используется в единичном исполнении (одежда, обувь и в индивидуальном исполнении, уникальные средства производства и др.), или внедряется на предприятиях массового тиражирования индивидуального продукта производства, во-вторых, это продукт производства индивидуального (единоличного) производителя. Он может быть воплощением высоких индивидуальных способностей, пользоваться повышенным спросом. В-третьих, форму индивидуального продукта производства приобретает продукт каждого отдельного товаропроизводителя.

Общественный продукт - это результат труда совокупного работника, предоставляемый гражданам на равных началах. Такие продукты или услуги не могут быть оказаны отдельными лицами без предоставления их другим лицам (например, оборона, бесплатное образование, общественное посещение парков, музеев и т.п.).