Ценообразование: виды цен и порядок их расчета

Понятие цены

Цена – это денежное выражение стоимости товара. С одной стороны, цена должна отражать затраты труда на производство и реализацию товара (услуги). С другой, она должна соответствовать общественной полезности товара, зависящей от соотношения спроса и предложения. Соответственно действуют затратный и рыночный механизмы ценообразования.

Функции цены

Функции цены в рыночной экономике:

  • Учетная. Цена позволяет учитывать и измерять затраты труда.
  • Информационная. Цена - важнейшая информация о состоянии рынка товара при принятии решений об объеме производства, виде и качестве товаров.
  • Уравновешивающая. Цена приводит в соответствие спрос и предложение.
  • Стимулирующая. Высокие цены являются стимулом к производству самых нужных товаров.
  • Распределительная. Изменение и регулирование цен позволяет распределять и перераспределять материальные и финансовые ресурсы.

Виды цен

Различают следующие виды цен.

По объему реализации товаров:

  • оптовые (их разновидности: закупочные для сельскохозяйственной продукции и тарифы на электроэнергию, транспортировку и др.). Это цены партий товара, реализуемых между предприятиями;
  • розничные. По ним реализуют товары на потребительском рынке.

По способу формирования: государственные; договорные; свободные.

По стабильности во времени: фиксированные; гибкие; плавающие.

По отношению к состоянию рынка: равновесные, демпинговые.

Кроме этого различают цены: мировые, котировочные, оптимальные и др.

Формирование цены

Формируются цены с учетом того, что они должны покрывать все затраты, а также обеспечивать производителю определенную (нормальную) прибыль.

В цену продукции могут включаться косвенные налоги: налог на добавленную стоимость и акцизный сбор, которые задаются либо в % от налогооблагаемой суммы, либо в виде фиксированной суммы на единицу товара.

По мере продвижения товара от производителя к потребителю каждый из посредников (сбытовые и торговые организации) производит свою наценку, увеличивающую цену на их затраты и прибыль.

Иногда вводится налог с продажи (напр., 5 % от розничной цены). На него соответственно возрастает цена товара для покупателя.

Порядок расчета цены. 1) Определение задач ценообразования с учетом целей предприятия (выживаемость, максимизация прибыли, закрепление на рынке, завоевание лидерства на рынке и т.п.); 2) Оценка спроса на товар (текущего и прогнозируемого на будущее); 3) Расчет издержек. 4) Анализ цен товаров конкурентов; 5) Выбор метода ценообразования (издержки + норма прибыли; обеспечение желаемой прибыли; метод ощущаемой ценности товара; использование текущих цен аналогов и т.д.). 6) Определение окончательной цены (с учетом психологии, качества, престижности и т.д.).

Минимальный уровень цен определяется производителем с помощью затратного механизма, а максимальный – потребителем в соответствии с необходимостью данного товара. При производстве абсолютно нового вида продукции первоначальная цена устанавливается с помощью затратного механизма. Затем она корректируется рыночным механизмом, который рассмотрен ниже.

Система цен очень сложна, рассмотрим вначале их классификацию в зависимости от стадий товародвижения:

  • предприятие – оптовая торговля;
  • оптовая торговля розничная торговля;
  • розничная торговля-потребитель.

Соответственно этим стадиям выделяют три основных вида цен:

  • оптовые цены предприятий (отпускные цены);
  • оптовые цены промышленности (торговли);
  • розничные цены.

Замечание 1: Каждый последующий вид цены включает в качестве составной части предыдущий вид.

Замечание 2: Государство вводя косвенные налоги – увеличивает цену, а для уменьшения – дотации из госбюджета.

Оптовая цена предприятия – цена с которой товар выходит с предприятия. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия.

Оптовая цена промышленности – это цена, которая включает в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую скидку.

Снабженческо-сбытовая скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту. Она дает возможность возместить издержки снабженческо-сбытовых организаций (организаций оптовой торговли) и дать этим организациям прибыль.

Розничная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена завершающая процесс ценообразования. Она отличается от оптовой цены промышленности на величину торговой скидки.

Торговая скидка – это цена за услугу по реализации товаров конечному потребителю. Она должна обеспечить возмещение затрат торговли (1-я часть скидки) и дать прибыль (2-я часть скидки).

Разновидности цен

  • Под «мировой ценой» следует понимать цену, по которой осуществляются крупные коммерческие экспортные или импортные раздельные операции, носящие регулярный характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.
  • Справочные цены – это цены, публикуемые в специальных справочных изданиях, каталогах, прейскурантах, журналах, газетах и пр. Они отклоняются от фактических, т.к. предоставляются разнообразные скидки.
  • Цены международных товарных аукционов – это цены действующие на специальных временно организованных рынках публичной продажи по максимально предложенной цене за предварительно осмотренную продукцию.
  • Цены биржевой торговли – это цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров, которые рассчитываются и публикуются котировальной комиссией бирж.
  • Расчетные цены – среднестатистические цены, т.е. отношение публикуемой национальной и международной статистической стоимости продаж товара к его количеству.
  • Цены фактических сделок (контрактные цены):
    • твердые – определяются в момент подписания контракта и не подлежат изменению в течении всего срока его действия;
    • подвижные – определяются в момент заключения контракта с оговоркой, предусматривающей ее пересмотр в период исполнения контракта при изменении рыночной цены;
    • скользящие – определяются на основе базисной ( в момент заключения сделки) с учетом изменения в период исполнения контракта ( если длительный срок изготовления – меняются цены на сырье и т.д.).
  • Дефицитная рыночная цена – один из функционально-конъюнктурных типов рыночной цены. Формируется при условии, что рыночный спрос на продукцию опережает объемы ее предложения. По величине дефицитная рыночная цена выше равновесной цены. Основные экономические последствия дефицитной рыночной цены: 1) вытесняет часть потенциальных покупателей (потребителей.) с рынка, 2) привлекает на рынок дополнительное количество продавцов (производителей ) или стимулирует расширение объемов производства. Под влиянием рыночной конкуренции и рыночной игры определенных экономических сил дефицитная рыночная цена может превращаться в равновесную рыночную цену. Вопрос о природе дефицитной торговой цены является дискуссионным. Разные школы политической экономии решают его по-разному. Марксистская школа считает, что:
    • дефицитная рыночная цена формируется под влиянием как затратных, так и затратных факторов (детерминант);
    • общественные (то есть в определенной степени средние) издержки производства формируют основу этой цены – рыночную (то есть также среднюю) стоимость товаров;
    • незатратные факторы (степень общественной потребности в товаре, дефицитности и т.д.) смещают график дефицитной рыночной цены вправо.
    Такая трактовка дефицитной рыночной цены основывается на одной из основных идей марксистской экономической теории, согласно которой рыночная цена и рыночная стоимость товаров – разные, но близкие понятия (экономические формы). Товар стоит столько, сколько общественно необходимого труда потрачено на его производство, а его цена складывается под влиянием рыночных цен в конкурентной рыночной среде. По мнению представителей марксистской политической экономии, рыночный спрос и рыночное предложение вместе с другими факторами являются детерминантами, отклоняющие рыночную цену от ее объективной основы – рыночной стоимости. Другого взгляда на природу и механизм формирования дефицитной рыночной цены придерживаются ученые большинства школ западной экономической науки. Они считают, что понятие «дефицитная рыночная цена» и «рыночная стоимость» товаров идентичны, тождественны. Товар стоит столько, какую рыночную цену он имеет, сколько за него хочет и может заплатить покупатель. Дефицитная рыночная цена отклоняется вверх не от рыночной стоимости товаров, а от равновесной рыночной цены. Это самое основное теоретическое положение в понимании природы дефицитной рыночной цены западными экономистами. Современные ученые-экономис ты считают, что дефицитные рыночные цены формируются, как правило, в условиях условно полной (квазиполной) или полной занятости ресурсов (материальных и трудовых) и условно полных (квазиполных) или полных (потенциальных, максимально возможных) объемов производства и рыночного предложения. Формирование дефицитного рыночной цены вызывает инфляцию спроса – одного из трех основных типов развития инфляционных процессов (кроме инфляции издержек или предложения и монетарной инфляции). Дефицитная рыночная цена в условиях полной или квазиполной занятости материальных и трудовых ресурсов производства способствует рациональному распределению ресурсов между производителями . Оплатить ее способны лишь те покупатели (потребители), которые имеют гарантию, что в их экономической сфере эти ресурсы будут использованы наилучшим (эффективным) образом. Следовательно, формирование дефицитного рыночной цены способствует повышению эффективности функционировани я национальной экономической системы.
  • Инфицитная рыночная цена – это один из функционально-конъюнктурных типов рыночных цен. По характеру формирования она прямо противоположна дефицитной рыночной цене. Инфицитная рыночная цена формируется при условии более-менее устойчивого превышения объемам рыночной предложения объемов рыночного спроса. Инфицитная рыночная цена формируется как при значительном спаде экономической активности, так и в условиях быстрого экономического подъема. В первом случае покупатели (потребители) не покупают произведенную продукцию из-за финансовых трудностей, кризиса взаимных неплатежей и т.п., во втором – главной причиной формирования инфицитной рыночной цены является перепроизводство продукции. Считают, что инфицитная рыночная цена и начало ее формирования являются одним из индикаторов вхождения национальной экономики в период экономического спада. Инфицитная рыночная цена выполняет совершенно противоположные , чем дефицитная цена, функции. Она, во-первых, вытесняет не потребителей, а производителей (продавцов) с товарного рынка; во-вторых, способствует привлечению дополнительных покупателей (потребителей). Инфицитная рыночная цена, как и дефицитная, является нестабильной, неустойчивой, имеет тенденцию к превращению в равновесную рыночную цену. Скорость этого преобразования зависит от темпов расширения совокупного спроса и совокупных расходов потребителей на покупку товаров. В период выхода экономики из кризиса перепроизводства инфицитная рыночная цена возрастает и достигает уровня равновесной рыночной цены. Главное условие преобразования инфицитной рыночной цены в равновесную рыночную цену – отсутствие государственного регулирования конкурентной рыночной системы. При государственном регулировании рыночных цен инфицитная цена может не превратиться в равновесную рыночную цену и потому будет неверно отражать общественные потребности в продукции. Более низкий уровень инфицитной цены по сравнению с равновесной рыночной ценой означает, что эта цена несет негативную информацию о ценности и эффективности произведенной продукции. Изготовление и использование такой продукции уже не влияет положительно на результативность функционирования экономической системы в целом. Существует мнение, что инфицитная рыночная цена формируется под влиянием такого специфического экономического фактора, как экономический (социальный, духовный) эффект, точнее, эффект произведенной продукции. Инфицитная рыночная цена может оказаться не в состоянии возместить все затраты на изготовление продукции, то есть имеет квазирасходную природу. Инфицитная рыночная цена характерна для экономики в условиях дефляции, при которой существует более или менее стабильная тенденция к снижению общего уровня рыночных цен. При высоком уровне инфляции (гиперинфляции) инфицитная рыночная цена может формироваться только на отдельные (немногочисленные) виды товарной продукции.
  • Демпинговая цена (заниженная экспортная цена) – контрактная цена на экспортируемый товар, которая сознательно устанавливается на мировом рынке ниже внутренней цены на аналогичный товар.

Что такое «лидерство в цене»?

При данной стратегии центром внимания предприятия при разработке и производстве продукта являются издержки.

Основными источниками создания ценовых преимуществ являются:

рациональное ведение дел на основе накопленного опыта;

экономия на масштабе за счет снижения издержек на единицу продукции при росте объема производства;

экономия на разнообразии как результат снижения издержек за счет синергического эффекта, возникающего при производстве различных продуктов;

оптимизация внутрифирменных связей, способствующая снижению общефирменных затрат;

интеграция распределительных сетей и систем поставки;

оптимизация деятельности предприятия во времени;

географическое размещение деятельности предприятия, позволяющее добиваться снижения издержек за счет использования местных особенностей.

Проводя в жизнь ценовую стратегию создания конкурентных преимуществ у продукта, предприятие не должно забывать, что его продукт в то же время должен соответствовать определенному уровню дифференциации.

Только в этом случае ценовое лидерство может принести существенный эффект. Если же качество продукта ценового лидера существенно ниже качества аналогичных продуктов, то для создания ценового конкурентного преимущества может потребоваться столь сильное снижение цены, что оно может привести к отрицательным последствиям для предприятия. Тем не менее, следует иметь в виду, что стратегия лидерства в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться и уж тем более не следует пытаться реализовывать их одновременно.