Закон Тугана-Барановского

Закон Тугана-Барановского – закон, который выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между производством и потреблением, в соответствии с которыми процесс производства детерминирует процесс потребления через механизм накопления капитала и его инвестирование в новые технологии и производство.

Данный закон обоснован украинским ученым М. Туганом-Барановским в труде «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894 г.). По содержанию данный закон противоречит закону свободного рынка Сэя, согласно которому потребление и спрос управляют производством.

Положения закона относительно реалий развили американские экономисты:

  • Шумпетер раскрыл внутренние механизмы влияния технологических изменений на экономическое развитие, сформировал целостную инновационную теорию;
  • лауреаты Нобелевской премии Г. Солоу, С. Кузнец утверждали, что только научно-технический прогресс может обеспечить растущий уровень жизни.

Особенностью закона (инновационной теории) является системное целенаправленное вмешательство государства в экономику с целью поддержки науки, научно-технического потенциала и его внедрения в производство. Применение инновационной теории в XX ст. – признак развитых стран.

В теории макроэкономики понятие технологических изменений связано с проблемами статики и динамики, уравновешенного или неуравновешенного состояния. Более глубокое понимание места и роли государственного регулирования экономики дает также понятие устойчивости экономической системы. В частности, вмешательство государства в экономику, формирование ею целостной экономической политики ограничивает неуправляемое движение.

Основные типы инновационной деятельности, которые вытекают ее сущности закона:

  • производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами,
  • внедрение новых средств производства,
  • освоение нового рынка сбыта,
  • привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов,
  • внедрение новых организационных и институциональных форм (приватизация, новая система управления и т.д.),
  • изменения инфраструктуры; их можно подразделить на производительный, процессный (технологический), сырьевой, сбытовой, организационный и инфраструктурный типы.

С учетом того, какая инновационная деятельность может осуществляться в пределах существующих отраслей, выделяют 36 «ячеек» (ниш, элементов) инновационной деятельности, каждая из которых отражает определенное сочетание приведенных выше типов инноваций типа (их 6), функций (3 - базовая, улучшающая и псевдоинновационная) и сферы внедрения (2 – новая отрасль или существующая отрасль): 6?3?2=36.

Основные принципы и методы, которые необходимы для реализации инновационного процесса и применяются в развитых странах (а следовательно, конкретизируют действие закона в современных условиях), таковы:

При инновационном подходе При неолиберальном подходе (монетаристская экономическая политика)
Целенаправленное вмешательство государства в экономику для формирования промышленной политики и поддержки инновационного процесса Системное отстранение государства от вмешательства в экономику
Поддержка отечественных фирм и производств, защита собственного рынка, интеграция в пределах государства образования, науки, научно-технического прогресса с собственным производством и банковской системой Безоговорочная либерализация внешнеэкономической деятельности
Интеграция в пределах государства образования, науки, научно-технического прогресса с собственным производством и банковской системой Изоляция науки, образования, научно-технического прогресса собственного производства и банковской системы
Основа стратегии экономики – промышленная политика (структурное изменение экономики) с подчинением ей денежно-финансовой системы и развитием форм (трехфазная параллельная стратегия экономического развития) Основа стратегии экономики – финансовая стабилизация и развитие форм и структурное изменение (трехфазная последовательная стратегия экономического развития Дж. Сакса)
Неуклонный рост благосостояния населения Неустанное обнищание широких слоев населения
Монополии (несовершенная конкуренция) могут способствовать инновациям (например, объединение авиафирм США «Дуглас» и «Боинг») Совершенная конкуренция, свободный рынок не способствуют инновационной деятельности
Совокупность стратегий развития фирм – наступательная, оборонительная, имитационная, зависимая, традиционная по случаю («стратегия ниши») на чужом рынке Стратегия развития фирм по случаю («стратегия ниши») не только на чужом, но и на собственном рынке
Темп роста производительности труда зависит, прежде всего, от темпа базовых технологических изменений По темпам снижения производительности труда в 1991-98 Украина, например, стала мировым лидером
Действует Закон Тугана-Барановского: производство управляет потреблением в условиях инновационных изменений Действует закон Сэя: спрос и потребление управляют производством

Инновационный процесс требует целенаправленного финансирования именно новых технологий, новых конкурентоспособных наукоемких изделий. Это то направление, в которое развитые страны не заинтересованы делать инвестиции, поэтому оно должен обеспечиваться, прежде всего, собственными источниками финансирования, которые в последние годы резко уменьшились. Чтобы иностранные инвестиции направлялись именно в инновационный процесс, необходимо разработать экономическую политику государства, которая предусматривала бы, что именно инновационный процесс является приоритетным. Четкая экономическая политика позволит мобилизовать все возможные внутренние источники финансирования и направить внешние инвестиции в необходимое для страны русло. Что касается иностранных инвестиций, то управлять можно только портфельными инвестициями, которые не превышают 25% акций предприятия, а прямые инвестиции так называемого стратегического инвестора приводят к полной потере управляемости предприятием со стороны государства и, следовательно, его влияния на инновационный процесс.

Другими основными источниками инвестиций и инноваций являются:

  1. Предпринимательские доходы хозяйственных структур, которые должны аккумулироваться и использоваться на воспроизводственные процессы – обновление (модернизацию или реконструкцию). Нижняя граница инвестиционных накоплений в убыточном производстве – амортизационные начисления.
  2. Средства государственного и местных бюджетов.
  3. Кредиты коммерческих банков. Направления банковско-финансовой системы страны на развитие национального товаропроизводителя. Создание и развитие финансово-промышленных групп в русле промышленной политики государства, в интересах экономического роста.
  4. Законодательное устранение недостатков в работе банковской системы. Упорядочение процентной политики. Оптимизация и законодательное закрепление соотношение между краткосрочными и долгосрочными кредитами. Сокращение доли краткосрочного кредитования спекулятивного оборота.
  5. Разработка законодательных путей внутреннего инвестирования за счет средств теневой экономики.
  6. Направления совокупного капитала страны, ее ресурсного потенциала на расширенное воспроизводство, возврат или, по крайней мере, приостановление оттока капитала за границу.
  7. Сосредоточение усилий государства на поддержании и развитии высокотехнологичных производств.
  8. Создание соответствующего инвестиционного климата для иностранных инвесторов с целью реализации приоритетных программ и проектов.