Земельная рента и ее формы

Земельная рента – доход, который получают землевладельцы, реализуя собственность на землю. В основе земельной ренты – нетрудовой тип частной собственности на средства производства, которая сначала была установлена на землю, а позже и на другие средства производства трудового происхождения.

Но земля – не продукт труда, а продукт природы, то есть, как и все другие силы природы, не имеет стоимости. Что касается утверждения, будто не имеет стоимости только земля целинная, «стоимость» земли является, прежде всего, иррациональной экономической категорией, связанной с капитализации земельной ренты.

В рабовладельческом и феодальном обществах свободная земля была захвачена в частную собственность господствующими классами. Впоследствии частной собственностью становится и земля крестьян, а сами они становятся крепостными. После ликвидации крепостничества большинство земель было в частной собственности крупных землевладельцев, они сдавали ее в аренду, получая за это нетрудовой доход – земельную ренту. Кроме крупной земельной собственности, существовала мелкая, она имело трудовое происхождение, поскольку была связана с закреплением земли за крестьянином, когда в одном лице сочетался производитель и владелец, а земля использовалась как естественное средство производства, а не как источник получения нетрудовых доходов. Источник существования производителя – его труд. Реализуя свою собственность на производимые продукты, он реализует не частную собственность на землю, а частную собственность на продукты своего труда. Если земля в этих хозяйствах приобретает форму товара, покупаемого и продаваемого, то полученная землевладельцем сумма денег является нетрудовым доходом, который приобретает форму земельной ренты. При условии, что крестьянин раньше вынужден был купить эту землю, а затем продал ее, он только компенсировал ранее затраченные средства (трудовой доход). Эту земельную ренту получил землевладелец, который впервые пустил землю в товарный оборот. Нетрудовой тип частной собственности на землю в рабовладельческом и феодальном обществах был основным средством присвоение прибавочного продукта, поэтому весь дополнительный продукт приобретал формы земельной ренты. В рабовладельческих латифундиях он еще не имел четкой формы проявления, поскольку и земля, и раб были частной собственностью рабовладельца, а поэтому создавалось впечатление, что производителем есть рабовладелец, а не раб. И только при феодализме дополнительный продукт, созданный крепостным крестьянином, приобретает четкую форму земельной ренты, поскольку экономическая и юридическая зависимость крепостных крестьян от феодалов построена исключительно на земельной собственности. При феодализме существовало три основные формы земельной ренты: отработочная, продуктовая и денежная. Отработочная рента предусматривала количество дней в неделю, которые крестьянин-крепостной со своими орудиями труда обязан был отработать в хозяйстве землевладельца за полученный в пользование земельный надел. Всю земельную площадь, которая была в собственности феодала, разделяли на две части: а) та часть, на основе которой функционирует непосредственно помещичье хозяйство, б) та часть, которая отдана в пользование крестьянам-крепостным и которая является основой их существования. Крепостной крестьянин как основной производитель на барском поле создавал дополнительный продукт, присвоенный феодалом как продукт своего хозяйства, а на своем наделе земли – необходимый продукт, который также был продуктом хозяйства крестьянина-крепостного, вынужденного работать на барском поле, поскольку он юридически зависел от феодала.

Впоследствии отработочная земельная рента была заменена продуктовой. Барщина подрывала стимулы к труду. Производительность труда на барском поле была значительно ниже, чем в хозяйстве крестьянина-крепостного, поэтому вся земля феодала предоставлялась в пользование крестьянам-крепостным. Крестьянин становится более самостоятельным в ведении собственного хозяйства, более заинтересованным в результатах своего труда, хотя часть произведенной продукции он должен был отдавать землевладельцу. Разделение труда на необходимый и дополнительный в этих условиях имеет скрытый характер. В таких земельных отношениях появляются признаки арендных отношений, а земельная рента выступает как плата за пользование землей.

С развитием товарных отношений продуктовая земельная рента приобретает формы денежной ренты. Землевладельцы из сельской местности переселяются в города, где главную роль играют товарно-денежные отношения. Поэтому они заставляют крестьян-крепостных продавать произведенную продукцию на рынке и платить за пользование землей определенную сумму денег.

Денежная земельная рента сохраняется и при капитализме, но содержит лишь часть прибавочного продукта и механизм ее образования несколько иной, чем при феодализме. Если раньше она отражала отношения между землевладельцами и крестьянами-крепостными, то при капитализме землевладелец вступает в отношения с капиталистом-арендатором, который вкладывает свой капитал в сельскохозяйственное производство и производит сельскохозяйственную продукцию на чисто капиталистической основе. Поэтому эти земельные отношения приобретают формы арендных отношений или отношений купли-продажи земли, поскольку землевладелец и капиталист являются равноправными собственниками своих капиталов и юридически независимыми лицами. Землевладелец сдает землю в аренду или продает ее капиталисту и, таким образом, в арендной плате или цене земли реализует свое право собственности на землю, которое в первом случае уступает временно, а во втором – навсегда. В обоих случаях он получает определенную сумму стоимости, созданной непосредственными производителями, которая и является земельной рентой. Капиталист, арендуя или покупая землю, организует на ней производство сельскохозяйственной продукции, добычу полезных ископаемых, строительство производственных и жилых домов и т.д. и получает прибыль. Плату за пользование землей он рассматривает как издержки производства и причисляет к стоимости произведенной продукции и лишь относительно производства в целом затраты капитала на аренду или покупку земли являются нетрудовыми, поскольку земля не имеет стоимости, а поэтому плата за пользование ею является нетрудовым доходом землевладельцев, данью, которую общество платит им за то, что они превратили этот дар природы в свою частную собственность. В этом плане земельная рента – это часть прибавочной стоимости, созданной в обществе.

Различают три основные формы земельной ренты: 1) абсолютную, 2) дифференциальную, 3) монопольную.

Причина образования абсолютной земельной ренты – монополия частной собственности на землю, условие возникновения – низкое органическое строение капитала в сельском хозяйстве, источник – труд наемных сельскохозяйственных работников.

Причина образования дифференциальной ренты – монополия на землю как объект хозяйства, условие – различия в плодородии и местоположении участков относительно рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, источник – наемный труд сельскохозяйственных работников.

Различия в плодородии и месте расположения участков предопределяют дифференциацию условий производства. Каждому условию производства соответствует своя индивидуальная рыночная стоимость сельскохозяйственной продукции. Чтобы создать равные условия хозяйствования для всех производителей, независимо от природно-климатических факторов, и таким образом обеспечить общественное производство необходимого количества продукции, общественная рыночная стоимость (цена производства) должна определяться не средними, а худшими по качеству участками земли. Но при этих условиях хозяйства, имеющие средние и лучшие условия производства, получают сверхприбыль, которая дифференцируется в зависимости от условий производства. Поэтому при заключении арендного договора в арендной плате учитывают, кроме абсолютной ренты, еще и эту сверхприбыль, в результате чего она превращается в дифференциальную ренту. Она является разницей между общественной и индивидуальной рыночной стоимостью (ценой производства) продукции.

Монопольная земельная рента образуется в результате частной собственности на землю с редкими, а потому монопольными качествами, которые дают возможность производить редкие виды продукции и за счет этого устанавливать на них монопольно высокие цены. Монопольная земельная рента – это разница между монопольно высокой ценой и фактически созданной стоимостью продукции, ее источник – труд наемных сельскохозяйственных работников и доходы тех потребителей, которые покупают эту продукцию по монопольно высоким ценам.

Ликвидация частной собственности на землю, превращение ее в общенародное достояние и установление свободного доступа к земле всех, кому она необходима как средство производства, приводит к ликвидации земельной ренты, а следовательно, и к снижению рыночной стоимости продукции. При этих условиях рыночная стоимость продукции образуется только на основе затрат труда. В бывшем СССР предпринимались попытки ликвидировать нетрудовой тип частной собственности на землю и, таким образом, абсолютную земельную ренту. Была проведена национализация земли и установлена государственную собственность на нее. Земля бесплатно передавалась в бессрочное пользование землепользователям. Речь шла, по сути, о ликвидации абсолютной земельной ренты. Однако государство необоснованно диктовала свои условия землепользования и ценообразования, а непосредственный производитель был только пользователем, а не владельцем, поэтому сохранялись элементы образования абсолютной земельной ренты, хотя и в значительно меньших размерах, чем при капитализме. Так, заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были низкими и едва обеспечивали минимальные условия функционирования отрасли, а розничные – наоборот высокими и обеспечивали немалые прибыли государству. Эти прибыли стали «внутренним резервом» накопления для развития индустриализации и укрепления обороны страны. Сохранился механизм образования дифференциальной ренты, хотя было сделано немало, чтобы дифференцировать цены на сельскохозяйственную продукцию по природно-экономическим зонам. Дифференциальная рента образовалась в пределах каждой природно-экономической зоны, однако зональные цены определялись с учетом не худших, а средних условий производства. Поэтому дифференциальную ренту получали лишь на лучших участках земли, а на худших – хозяйства были убыточными. Из-за отсутствия земельного кадастра не определялась величина дифференциальной ренты, а следовательно, не было и надлежащего механизма ее изъятия в централизованный фонд государства. Поэтому значительная часть ренты оставалась в хозяйстве, искусственно повышая его экономическую эффективность, а изъятия государством рассматривалась как форма реализации государственной собственности на землю. Сохранялись остатки образования и монопольной земельной ренты, поскольку устанавливались монопольно высокие цены на редкие виды продукции повышенного спроса. Для полной ликвидации земельной ренты необходим комплекс мероприятий, направленных на совершенствование отношений собственности, установление цен и налогов на основе глубоких знаний экономических законов развития общественного производства.

Дискуссионным является вопрос форм земельной ренты и существование абсолютной земельной ренты в развитых странах мира. Поскольку органическое строение капитала в сельском хозяйстве этих стран поднялось до уровня промышленности и даже превысило его, некоторые экономисты в конце 60-х гг. XX в. начали говорить об исчезновении этой формы земельной ренты. Другие причину ее исчезновения видят в значительных дотациях государства сельскохозяйственным товаропроизводителям и существенной модификации на этой основе процесса ценообразования. Такой подход к проблеме существования абсолютной земельной ренты учитывает лишь условия ее возникновения, а не причину, которая является весомым фактором по сравнению с условием. Кроме того, данный подход игнорирует наличие арендной платы за землю. Так, в США она составляет до 10% от ее рыночной стоимости, или в среднем 350-400 долл. за 1 га, в Канаде на оплату аренды тратят 40-45% урожая, во Франции до 1/3 урожая. Поэтому аграрная политика в развитых странах мира предусматривает постепенное превращение фермеров-арендаторов в собственников земли через механизм выкупа, что, в свою очередь приведет к уменьшению государственных дотаций в сельское хозяйство, к снижению цен на продукцию. Дотации, которые есть во многих странах, предоставляют из государственного бюджета, а земельная рента – следствие реализации собственности на землю. Если собственником земли является государство, полученная им земельная рента может использоваться для предоставления дотаций землепользователям. Во всех других случаях ее присваивают землевладельцы.

Абсолютная земельная рента – форма земельной ренты, которую платят собственнику за участок земли независимо от плодородия и местоположения. Абсолютная земельная рента – экономическая форма реализации монополии частной собственности на землю. Ее источник – избыток прибавочной стоимости над средней прибылью (разница между рыночной стоимостью сельскохозяйственной продукции и общественной ценой производства), а условие возникновения – значительно более низкое органическое строение капитала в сельском хозяйстве. С развертыванием НТР в сельском хозяйстве, а также монополизацией агробизнеса, интеграцией сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями промышленное происходит постепенное сближение органического строения капитала сельского хозяйства по сравнению с промышленностью. Это обуславливает действие тенденции к уменьшению абсолютной земельной ренты.

Полному выравниванию органического строения капитала сельского хозяйства по сравнению с промышленностью препятствует сезонный характер производства, а следовательно, и сезонный характер использования сельскохозяйственной техники, значительная удаленность многих ферм от рынков сбыта, что приводит к росту удельного веса транспортных средств среди всех орудий труда. Кроме того, НТР еще не охватила большинство стран мира или охватила далеко не полностью. Поэтому органическое строение капитала в сельском хозяйстве таких стран ниже, чем в промышленности, что обусловливает существование абсолютной земельной ренты.

Поскольку органическое строение капитала в сельском хозяйстве развитых стран поднялась до уровня промышленности и даже превысило его, то некоторые экономисты еще почти три десятилетия назад утверждали об исчезновении этой формы земельной ренты. Вторым условием ее исчезновения считают значительные дотации государства сельскохозяйственным товаропроизводителям и существенную модификацию в результате этого процесса ценообразования. Такой подход к проблеме существования абсолютной земельной ренты учитывает только условия ее возникновения, а не причину, которая является более весомым фактором, чем условие. Кроме того, этот подход игнорирует наличие арендной платы за землю. Так, в США она составляет до 10% рыночной стоимости, или в среднем 350-400 долл. за гектар ежегодно, в Канаде на оплату аренды расходуется 40-45% выращенного урожая, во Франции – до 1/3 урожая. Поэтому аграрная политика в развитых странах мира предусматривает постепенное превращение фермеров-арендаторов в собственников земли через механизм выкупа, что, в свою очередь, обусловит уменьшение государственных дотаций в сельское хозяйство, а также снижение цен на продукцию.

В случае приватизации земли в Украине и превращения земли в товар существенное влияние на процесс ценообразования будет оказывать арендная плата. Это приведет к значительному росту цен на сельскохозяйственную продукцию, что может быть нейтрализовано значительным ростом производительности труда и рентабельности сельскохозяйственного производства. Что касается дотаций сельскохозяйственному производству, то они предоставляются из государственного бюджета, в то время как земельная рента является результатом реализации собственности на землю. Когда собственником земли является государство, полученная ею земельная рента может использоваться для предоставления дотаций землепользователям. Во всех других случаях она присваивается землевладельцами.