Что такое концентрация производства?

Концентрация производства – это процесс сосредоточения работников, средств производства, научных исследований, информационных систем на крупных предприятиях. Действие законов технологического способа производства (рост производительности труда, обобществления производства и труда и др.), конкуренции, основного экономического закона (производство и присвоение прибавочной стоимости) заставляет предпринимателей капитализировать часть прибылей, что в условиях межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции (на национальном и интернациональном уровнях) обусловливает рост масштабов отдельных предприятий и объемов концентрации производства.

Концентрация производства усиливается вследствие возрастающей концентрации и централизации капитала. В свою очередь, она является материальной основой концентрации капитала. Концентрация производства осуществляется в пределах предприятий, фирм, компаний, корпораций и др.

В процессе конкурентной борьбы происходит дифференциация товаропроизводителей, выделение среди многих предприятий, прежде всего, в каждой отрасли промышленности, нескольких крупнейших, постепенное сосредоточение на них основной массы средств производства, рабочей силы, объемов создаваемой продукции и т.д. Поэтому на определенном этапе развития процесса концентрации производства создаются объективные предпосылки для возникновения монополий.

Концентрация производства осуществляется в пределах технологического способа производства (производительных сил и технико-экономических отношений). Для определения уровня этого процесса используют такие технико-экономические стоимостные показатели как количество занятых на предприятиях, компаниях и т.д., стоимость производственных фондов, общий объем выпущенной продукции, доля расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.

Однако действие закона концентрации производства имеет свои оптимальные пределы, что выражается в оптимальных размерах, экономически эффективных предприятий – фабрик, заводов. Они неодинаковы для различных отраслей народного хозяйства, а их оптимальные размеры меняются на разных этапах научно-технического прогресса. Так, если в начале 70-х гг. ХХ в. рентабельным считали завод, на котором выплавляли по меньшей мере 4 млн. т стали в год, то через 10 лет этот показатель составлял 700 тыс. В автомобильной промышленности наиболее выгодными являются предприятия с минимальным объемом производства 500-600 тыс. легковых и 130-150 тыс. грузовых автомобилей. В обувной промышленности наибольшей эффективности достигают предприятия, производящие 5-5,5 млн. пар обуви в год. Оптимальные размеры предприятий зависят от уровня техники, технологии, развития транспорта, удаленности топливно-энергетических ресурсов и других факторов. Так, производительность современного прокатного стана, оборудованного электромоторами мощностью 40-50 тыс. кВт, – 2,5 млн. т в год. Это предопределяет потребность в соответствующих размерах доменных и мартеновских цехов. В таком случае оптимальные размеры предприятий определяются мощностью промышленных агрегатов. В бывшем СССР проблемам выбора этих размеров не уделялось должного внимания, доминировала концепция гигантомании, что привело к искусственному вытеснению малых и средних предприятий и их объединению в неэффективные отраслевые и межотраслевые структуры.

Наиболее достоверным, обобщающим показателем концентрации производства является объем произведенной продукции, поскольку с переходом от технологического способа производства, базирующегося на машинном труде, к технологическому способу, основой которого является автоматизированный труд, количество занятых на предприятии преимущественно сокращается. Автоматизированным предприятиям, оборудованным новейшей техникой, современными компьютерами, легче создавать гигантские компании. На крупных предприятиях осуществляется основная масса научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (в США на 100 мощнейших промышленных монополиях сосредоточено 80% от общих расходов на научные исследования). В «Дженерал моторз», «Форд» почти 20% расходов – это расходы на промышленные НИОКР. В Японии доля 6 компаний в производстве компонентов на основе интегральных схем составляет 80% внутреннего и 20% мирового рынка. В то же время НТР положительно влияет на техническое оснащение мелкого и среднего бизнеса. На мелкие и средние японские фирмы приходится до 60% заказов на станки с программным управлением и промышленные работы. В последние два-три десятилетия в развитых странах мира появились венчурные фирмы, которые интенсивно проводят НИОКР.

Концентрация производства как технико-экономическое явление осуществляется в определенных социально-экономических формах экономической собственности, а при капитализме – в формах монополистического капитала (в т.ч. олигополистического), государственного, индивидуального и т.д.

В каждой развитой стране мира существует определенное количество предприятий, фирм, компаний, на которых процесс концентрации производства осуществляется в пределах соответствующих форм капитала. Так, в США в середине 90-х насчитывалось до 20 млн. предприятий, 99% из которых – малые. В 1981-90 гг. ХХ в. они предоставили работу 22 млн. человек, но их доля в выпуске продукции объема предоставленных услуг была незначительна. Процесс концентрации производства происходит и на таких предприятиях, однако решающее значение имеет концентрация средств производства, научных исследований, информационных услуг, объемов произведенной продукции на гигантских монополистических предприятиях, в т.ч. предприятиях транснационального капитала. В конце 90-х гг. ХХ в. на ТНК приходилось 63% внешней торговли, 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау».