Налогообложение

Налоги и их функции. Одним из основных рычагов влияния государства на предприятия и экономику в целом является налоговая система. С одной стороны, она обеспечивает финансовую базу государства, а с другой, - выступает главным орудием реализации направлений экономического развития.

Налоги – это установленные государством обязательные денежные платежи, которые плательщики должны внести в государственный бюджет в точно установленные сроки.

Принципы налогообложения сформулировал еще Адам Смит:

  • подданные государства должны покрывать его расходы в соответствии с их платежеспособностью, соразмерно с доходом, получаемым под охраной правительства;
  • налог должен быть точно определен; размер, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны каждому;
  • налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
  • налог должен быть устроен так, чтобы извлекать из кармана плательщика минимум того, что необходимо государству.

Налоги выполняют следующие функции:

  • фискальная – государственные органы осуществляют надзор за деятельностью предприятий и изъятие налогов для нужд государства;
  • экономическая – система налогообложения является эффективным инструментом перераспределения ресурсов, оказывая стимулирующее или сдерживающее влияние на процессы производства и обмена.

Налоговая система. Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в строго установленном порядке. Она включает следующие элементы:

  • субъект налогообложения (плательщик);
  • объект налогообложения (налоговая база);
  • величина дохода или имущества, подлежащего налогообложению;
  • ставка налога (процент налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налогов);
  • правила исчисления и порядок уплаты налогов;
  • штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Система налогообложения строится по принципам обязательности, экономической целесообразности, социальной справедливости, сочетания интересов государства, регионов, предприятий и граждан. Она должна обеспечивать поступление средств в государственный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды.

Во многих государствах предусматривается изменение налоговой ставки в зависимости от размера предприятия. Так, в США мелкие предприятия платят в виде всех налогов и сборов примерно 30 % от разницы между выручкой от реализации и затратами. Средние предприятия платят около 40 %, а самые крупные корпорации – до 50 %. Такая система справедлива, так как мелкие предприятия в условиях рыночной экономики наиболее уязвимы. Они больше всех зависят от рыночной конъюнктуры и чаще разоряются. Крупные компании, занимающие значительную долю рынка, более стабильны, получают больше прибыли за счет масштабов производства и могут платить более высокие налоги.

Высокие ставки налогов может устанавливать только богатое государство. Если же оно бедное, то низкие налоговые ставки позволяют ускорить развитие производства, привлечь в экономику иностранных инвесторов и быстрее преодолеть экономический кризис.

Классификация налогов. Налоги подразделяются в зависимости от объекта и источника налогообложения, а также от формы их взимания.

Объекты налогообложения классифицируются следующим образом:

  • доход предприятия (подоходный налог);
  • имущество (недвижимость, земля, предметы роскоши);
  • передача имущества (наследство, дарение, купля-продажа);
  • потребление (акцизы);
  • ввоз и вывоз товаров (таможенные пошлины).

По источникам налоги делятся на обложение следующих доходов:

  • заработанных (заработная плата, гонорар, доходы частных предприятий);
  • незаработанных (дивиденды, рента, прирост стоимости недвижимости и ценных бумаг). В некоторых странах к незаработанным источникам относят доходы от процентов по вкладам, и облагают их налогом.

Все налоги делятся на прямые и косвенные. Критерием деления является возможность их переложения на потребителя. Окончательным плательщиком прямого налога является владелец собственности или получатель облагаемого дохода. Плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество юридических и физических лиц. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы банковских и страховых организаций, а также земельный и лесной налоги.

К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включаемые в цену или тариф. Владелец товара при его реализации получает в составе выручки и налоговые суммы, которые должен сразу перечислять в государственный бюджет. Основные виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы.

Налоги подразделяются на государственные и местные в зависимости от того, в какой бюджет они поступают.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих расходов государства и региона, а специальные имеют целевое назначение. Например, фонд социального страхования практически во всех странах используется только на социальные нужды.

По характеру ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. При пропорциональном налоге действует единая ставка, независимо от облагаемой суммы. Прогрессивный налог устанавливает более высокие ставки для более высоких доходов. Регрессивный налог снижает процентную ставку при возрастании налогооблагаемой суммы (как правило, это косвенные налоги и налог на собственность).