Теория аукционов: инструменты и опыт применения

Сущность теории аукционов

В последние годы современное мировое экономическое сообщество все больше обращает внимание на развитие нового направления экономической науки – теории аукционов. Это можно объяснить тем, что благодаря этой теории, появилось огромное количество важных выводов и рекомендаций как в теоретическом понимании, так и в повседневной практической деятельности на всех уровнях взаимодействия экономических агентов. В становлении экономической науки теория аукционов постепенно начинает играть все более важную роль. Но сосредоточение внимания на аукционах не ограничивается только сферой абстрактных теоретических разработок и моделей. Сегодня аукционы все чаще используются во время повседневного процесса экономического взаимодействия всех субъектов экономики – от государственного сектора и коммерческих организаций до обычных людей и домохозяйств.

Распространенность аукционов на теоретическом, эмпирическом и практическом уровне может объяснить несколькими причинами.

Во-первых, аукционы чрезвычайно важны на практике, ведь именно через них проводятся разнообразные экономические трансакции. В мировой практике правительства стран используют аукционы для эффективной продажи государственных ценных бумаг, иностранной валюты, лицензий на добычу и использование минеральных ресурсов, являющихся государственной собственностью, а также всех видов государственных активов в процессе приватизации. Контракты по государственным закупкам также подписываются на основе результатов проведения аукционов среди субъектов хозяйствования. Так же и предприятия активно используют аукционы для закупки сырья и определения подрядчиков. Кроме того, недвижимость, сельскохозяйственная продукция и биологические активы, предметы искусства и антиквариата также продаются обычно с помощью аукционов. Другие «неформальные» экономические трансакции, например, борьба за контроль над компанией, также является аукционом по своей сути, если и не по названию. В последние годы повысился интерес к новым формам аукционов, например, специальным – для продажи лицензий на использование частот и проектирование аукционов для использования на принципиально новых рынках, таких как продажа электроэнергии и услуги транспортировки. На аукционах продаются объекты, которые имеют не только положительную, но и отрицательную цену. Например, во многих европейских странах лицензия на право осуществлять пригородные железнодорожные перевозки продаются с аукциона оператору, который запросил наименьшую субсидию из бюджета.

Во-вторых, аукционы очень полезны в теоретической части экономической науки. За последние пятьдесят лет, после выхода в 1961 г. знаменитой статьи американского экономиста У. Викри, в которой ученый впервые применил инструменты теории игр для объяснения динамики аукционов, это направление получило значительное развитие. В своей статье У. Викри вывел несколько возможных аукционных точек равновесия и сформулировал ранний вариант фундаментальной теоремы теории аукционов об эквивалентности доходов (выручки), которая была обобщена через 20 лет экономистом из Университета Чикаго Г. Майерсоном и, независимо от него, Д. Рили и У. Самуэльсоном. С тех пор теория аукционов стала объектом «высокой» науки, о чем свидетельствует тот факт, что за последние 20 лет две Нобелевские премии были вручены именно экономистам, которые внесли большой вклад в развитие теории аукционов как подразделения области дизайна механизмов. Так, премию 1996 г. получил уже упомянутый У. Викри, а премию 2007 г. группа ученых – Л. Гурвиц, Г. Майерсон и Г. Маскин.

Как отмечает ведущий современный теоретик аукционов из Оксфордского университета П. Клемперер, теория аукционов стала фундаментом для широкого многообразия теоретических наработок. Данная теория была использована в развитии понимания процессов и методов ценообразования, особенно тех, где во время переговоров и покупатель, и продавец активно вовлечены в процесс определения цены. Также существует тесная взаимосвязь между аукционами и конкурентными рынками. В частности, была проведена аналогия между теорией оптимальных аукционов и теорией монополистического ценообразования. Теория аукционов может также быть использована для построения моделей олигополистического ценообразования. Модели теории аукционов могут быть применены и в отношении неценовых механизмов, таких как модели очередей, «войн истощения противника», лоббирования, различных видов соревнований и систем нормирования.

Типы аукционов

Типичный аукцион характеризуется наличием одного продавца и определенного количества потенциальных покупателей. Ключевым моментом любого аукциона является наличие асимметричной информации. Часто продавец не знает или не имеет всей информации о том, какую сумму готов заплатить покупатель за каждый из товаров. И действительно, если бы продавец имел такую информацию, ему вообще не нужно было бы проводить аукцион или любые другие затратные меры для продажи товара. Ведь он может просто провести переговоры и продать товар тому, для кого он имеет наибольшую ценность.

На практике используют различные аукционы. Но главными аспектами, по которым они отличаются, являются: во-первых, принцип определения лица, предлагающего самую высокую цену, а во-вторых, сумма, которую победитель должен будет заплатить. В теории широко анализируют четыре основных типа аукционов:

  • открытый восходящий аукцион (также его называют английским, или устным аукционом);
  • открытый нисходящий аукцион (используется во время продажи цветов на крупнейшем в мире Амстердамском цветочном рынке, и поэтому известен как «голландский»);
  • аукцион закрытых конвертов по первой цене;
  • аукцион закрытых конвертов по второй цене (также называется аукционом «Викри») в честь экономиста, который разработал его концепцию).

Для простоты описания правил аукционов рассмотрим продажу одного объекта.

Открытый восходящий аукцион

Цена на таком аукционе последовательно повышается до того момента, пока не остается только один участник торгов, который предложил наивысшую цену. Стоимость могут объявлять участники торгов или сам продавец, или же участники могут регистрировать ставки в электронной сети. В японском аукционе (модели аукциона, которую чаще всего используют теоретики аукционов) цена повышается автоматически и непрерывно, а игроки постепенно сами выходят из игры без права возвращения. Это обеспечивает невозможность так называемой jump bid – искусственной ставки, которая резко повышает цену лота. Обычно на английских аукционах определяют шаг аукциона – минимальную величину, на которую следующая ставка должна быть выше предыдущей. В основном это процент от текущей цены, или же какая-то минимальная дискретная величина.

Открытый нисходящий аукцион

На этом аукционе все наоборот: аукционист начинает с очень высокой цены и постепенно ее снижает. Первый аукционер, который согласится на текущую цену, выигрывает объект продажи и платит за него эту сумму.

Аукцион закрытых конвертов по первой цене

Здесь участники делают ставку только один раз, одновременно и независимо друг от друга. Это обычно проводится в комнате без окон, в которой нельзя разговаривать, только переписываться. Именно на таких аукционах продаются государственные активы, лицензии на добычу минералов и топлива, государственная земля, производится закупка (выигрывает наименьшая предложенная цена). Государственные казначейства Великобритании и США используют «многотоварный» эквивалент этого типа аукциона для продажи казначейских векселей, за которые каждый из участников оплачивает его собственную ставку. Аукцион закрытых конвертов по первой цене является тем типом торгов, который предупреждает сговор и резко повышает доход продавца. Главное его преимущество заключается в поощрении конкуренции: в нем могут участвовать даже те покупатели, вероятность победы которых достаточно низкая. Слабые конкуренты знают, что на открытом аукционе их ставки могут быть «перебиты», но на закрытом они имеют определенные шансы на победу – в том случае, когда более сильный конкурент попытается победить по заниженной цене. Слабые конкуренты добиваются успеха лишь в исключительных случаях (например, на аукционе по продаже лицензий на мобильную связь третьего поколения лицензию в Дании неожиданно получила неконкурентная вроде компания), но сам факт участия слабых конкурентов заставляет сильных игроков платить справедливую цену. И поэтому даже уверенные в своей победе покупатели стремятся (вплоть до использования административного ресурса) ограничить круг возможных участников.

Аукцион закрытых конвертов по второй цене

Действует по тем же правилам, что и предыдущий, но победитель платит вторую наивысшую ставку. Такой тип аукциона редко используется на практике, но часто применяется теоретиками в моделировании аукционов за его привлекательные свойства (оптимальная, или доминирующая стратегия для каждого отдельного аукциониста достигается лишь тогда, когда он ставит именно ту цену, которая отражает настоящую стоимость определенного объекта для него) и аналогичность стратегий, которые используют игроки во время английского аукциона. Многотоварный вариант аукциона иногда используется правительствами и центральными банками во время продаж иностранной валюты.

Аукцион, когда платят все участники

Также можно выделить отдельный вид аукциона, когда платят все участники. По его правилам участники кладут свои ставки в конверт и одновременно отдают их аукционисту. Когда конверты открываются, игрок, который предложил самую высокую цену, выигрывает лот, уплатив предложенную цену. При этом все проигравшие участники должны также оплатить аукционисту ту сумму, которую они отметили в своем конверте. Это нестандартный аукцион, но он может быть использован для понимания таких процессов, как выборные кампании (где ставки могут интерпретироваться как затраты на проведение предвыборных кампаний), или же для моделирования очередей за ограниченным ресурсом (здесь ставкой служат затраты времени, на которые субъект готов пойти, чтобы получить ресурс). На практике, конечно, для каждого конкретного случая моделируется отдельный, «персональный» дизайн аукциона, где главную роль играют именно мелкие детали модели.

Аукционы: российский опыт

Если обратиться к современной экономической истории Российской Федерации, то, как отмечает ведущий российский специалист по теории аукционов К. Сонин, причиной того, что в РФ иногда не делается то, что нужно в экономической политике, является то, что правительство не верит, что сумеет выполнить рекомендации экономистов как следует. А поэтому принимается решение, что лучше уже не придерживаться рекомендаций, чем соблюдать их плохо. Вероятность сговора и отсутствия конкуренции в случае проведения аукциона очень существенная, и поэтому лучше просто назначить цену, провести конкурс и договориться в частном порядке. И действительно, как свидетельствует недавняя российская практика продажи госактивов, большинство аукционов характеризовалось отсутствием конкуренции, где значительное количество лотов продавалось почти по стартовой цене, поскольку участники торгов договаривались о низких ценах непосредственно в зале. Такая ситуация сложилась во время аукциона по продаже госпредприятия «Славнефть» и при сбыте квот на вылов рыбы (на «рыбных аукционах»). Проблема заключается в том, что большинство аукционов были проведены по схеме английского (открытого восходящего), который дает возможности для сговора, ведь победитель платит цену, на которой остановился проигравший, и поэтому потенциальный победитель может подкупить потенциальных конкурентов в обмен на обещание отказаться от повышения ставки. При этом у более слабого игрока нет стимулов для нарушения предварительной договоренности, ведь товар все равно достанется сильнейшему игроку, пусть и по более высокой цене. Именно по такой схеме были проданы контрольные пакеты нефтяных компаний «Славнефть» и «Юганскнефтегаз», основного производственного актива обанкротившегося Юкоса.

Но выход из такой ситуации есть. Он заключается в проведении такого аукциона, в котором гораздо лучше поощряется конкуренция. Таким является аукцион с закрытыми конвертами по первой цене. Благодаря тому, что участники подают свои заявки в конвертах, у потенциальных заказчиков возникает гораздо больше стимулов нарушить договоренность. Таким образом, заговор становится «более уязвимым».