Правонарушения в сфере экономических полномочий и управления

Поскольку собственность на экономические ресурсы в итоге конвертируется в доходы или нематериальные выгоды (например, общественный статус), то экономические преступления против нее осуществляются как посредством преступлений в сфере экономической деятельности, так и на основании злоупотребления должностным положением в системе менеджмента. Экономические системы и подсистемы являются очень сложными организационными структурами. Менеджеры различных степеней при нечестном отношении к собственным обязанностям могут злоупотреблять властью, которая предоставлена им согласно договору труда.

Злоупотребление должностным положением используется как непосредственно для преступления против собственности и незаконного присвоения доходов других физических и юридических лиц, так и опосредствовано, с целью ограничения экономической деятельности конкурентов. Ограничение экономической деятельности вследствие злоупотребления должностным положением влияет и на отношения собственности, и на перераспределение доходов, потому что сущность их имеет проявление в процессах присвоения и отчуждения экономических благ.

Менеджер в заговоре с собственными подчиненными или работниками фирм, может содействовать краже имущества фирмы, мошенничеству, грабежу или присвоению или растрате собственности. В каждом случае он использует собственные полномочия против законных интересов фирмы, способствует снижению эффективности ее функционирования и действия в целом, разрушению коллектива, когда освобождаются рабочие, которые препятствуют опасным для фирмы намерениям руководителей. Реализации преступных экономических намерений способствует и увеличение беспорядка в организации, что обязательно сопровождает каждое правонарушение и сознательно осуществляется менеджером с целью укрывательства собственной негативной роли. Самый простой пример такого преступления – „отмывание денег”, которые получены в теневой экономике. Объективно каждая фирма при регистрации декларирует в уставе цели и задачи, которые не противоречат государственным интересам, законам и нормам морали и этики. Потому «отмывание денег», которое происходит у финансовой сфере, также объективно должно расцениваться как целенаправленное злоупотребление менеджером служебным положением для совершения преступления.

Если целенаправленный характер использования полномочий должностным лицом для хищения имущества, мошенничества и тому подобное может быть доказано, то более сложными являются доказательства умысла и злоупотребления должностным положением, когда менеджер создает условия беспорядка и хаоса в организации. На практике очень тяжело определить следствием чего есть беспорядок в фирме, учреждении: некомпетентности или преступного намерения менеджера. Но преступление от этого не перестает быть менее безопасным.

Очень часто злоупотребление властью для ограничения экономической деятельности субъектов ведения хозяйства, а в конечном итоге и против собственности, осуществляется должностным лицами государственных структур управления. Это делается отдельными фирмами в заговоре с представителями государственных органов для ограничения деятельности конкурентов при распределении ресурсов, заказов, решении конкурсных дел, тендеров, распределению рынков и т. п.

Часто злоупотребление властью с целью вымогания и других преступлений против собственности клиентов могут осуществлять представители фирм, которые предоставляют правовые, технические, технологические, охранные и экономические услуги (нотариальные, адвокатские, консалтинговые фирмы). Это присуще и некоторым чиновникам государственных учреждений, когда они пытаются брать взятки за выполнение служебных обязанностей. Злоупотребление властью наблюдается и у отдельных менеджеров крупных фирм, когда они решают вопрос с субподрядчиками о распределении заказов или ресурсов для выполнения заказов и т. п.

К этой группе преступлений можно отнести и коммерческий подкуп. В нашем уголовном законодательстве он квалифицируется как дача взятки, получение взятки, провокация взятки. Мотив преступления того, кто получает, требует взятку - корыстный. В нашем законодательстве провокация взятки квалифицируется только относительно того, кто собственным служебным положением создает условия для ее получения. Но провокацию взятки может создавать и тот, кто ее дает, а также и третьи лица.

Значительное место в перечне экономических преступлений и правонарушений субъектов предпринимательской деятельности занимает злоупотребление должностным положением отдельными менеджерами фирм и государственных служащих. Наиболее распространенной формой их проявления являются коррупция, взяточничество, вымогание и т. п.

В государственной системе экономической безопасности Украины, учитывая предыдущий раздел, есть отдельные структуры по борьбе с коррупцией. Международные неправительственные институты отмечают высокой уровень коррумпированности украинской экономики. Эти правонарушения влекут ответственность как за преступления в сфере служебной деятельности (в Уголовном кодексе Украины нет специальных статей, которые квалифицируют ответственность за коррупцию).