Государственное отношение к традиционному и неформальному сегментам экономики

Если речь идет о традиционном сегменте экономики, его главное функциональное назначение заключается в повышении эффективности потребления. Когда для организации личной жизни населению не хватает доходов от продажи труда, оно свое свободное время использует для организации и функционирования домашние хозяйства, приусадебные участки, огороды и т. п. Здесь производятся продукты потребления, перерабатывается сельскохозяйственное сырье с целью последующего потребления.

С точки зрения права такая деятельность не несет в себе общественной опасности. Напротив, занятый человек не безобразничает, не занимается уголовным делами. Это же самое можно говорить и о благотворительной деятельности, внутрихозяйственном обороте.

Следовательно, этот сегмент экономики не контролируется государством, но он и не вредит экономическому развитию. Напротив, его развитие снимает некоторые государственные проблемы, вызывает дополнительный спрос на рынке и способствует экономическому росту. Таким образом, государство должно относиться к этому сектору толерантно и содействовать его развитию в период затруднительного состояния общества. При этом, государство не должно облагать налогом продукты домашнего хозяйства. Согласно экономической логике, в таком случае она должна учитывать труд в домашней хозяйстве при пенсионном обеспечении. Украинская экономика сегодня не готова к решению этой проблемы.

К неформальной экономике относится экономика домашних хозяйств, т.е. частных хозяйственных единиц, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства, производя продукты питания, занимаясь переработкой сельскохозяйственной продукции, ее транспортировкой, продажей и т.п., могут иметь в частной собственности средства производства, с помощью которых они удовлетворяют свои хозяйственные потребности, а также продавать остатки на рынке. Прибыль они распределяют на личное потребление и личное сбережение. Такая деятельность не представляют экономическую опасность для страны, даже не может создать экономической угрозы. Наоборот, в трансформационных условиях она дает немалую пользу обществу. Во-первых, субъекты хозяйственной деятельности являются самозанятыми; во-вторых, население самостоятельно удовлетворяет свои потребности в продуктах питания, одежде и т.п. По официальным данным, ежедневный двух-четырехчасовой труд каждого дееспособного человека в его собственном домохозяйстве создает 10-15% ВВП. Государство при таких условиях экономит ресурсы для собственной целевой деятельности, увеличивая затраты средств на образование, медицину, бюджетное финансирование науки и инновационной сферы. Таким образом, неучтенные официальной статистикой доходы домохозяйств не могут угрожать экономической безопасности страны, поскольку с точки зрения права такая деятельность не несет в себе общественной опасности. Вместе с тем, домохозяйства, накапливая собственные средства, начинают совершенствовать собственные средства производства через введение новейших технологий в частном хозяйстве, улучшают качество продукции, увеличивают масштабы производства, что, в конечном итоге, приводит к необходимости увеличивать количество занятых в домохозяйствах.

Относительно неформального сегмента неконтролируемой сферы экономики следует отметить, что позиция и отношение государства должны быть другими, нежели к неофициальному сектору. В этом секторе функционирует мелкое предпринимательство без регистрации в качестве юридического лица и без приобретения патентов, поскольку оно является скрытым, тайным. К этой категории принадлежит также труд на дому, консалтинговые услуги и тому подобное, без формализации отношений труда и уплаты налогов. Уклонение от легализации этих форм бизнеса предпринимателям дает возможность ускорить первичное накопление капитала, накапливать денежные средства. С другой стороны, наемные работники в условиях страховой медицины и персональных счетов пенсионного обеспечения, к которым Украина намеревается решительно перейти в ближайшем будущем, лишаются социальной защиты. Неформальный сегмент неконтролируемой экономики - это социальная база малого бизнеса.

Политика в отношении этого сегмента должна формироваться в следующих направлениях. Прежде всего, важно установить оптимальный уровень налогообложения. Если производительность труда в отмеченном сегменте экономики в несколько раз ниже, чем в других секторах, то и налогообложение также должно быть упрощенным, а его уровень значительный более низким.

Вторым направлением легализации неформальной экономики должно стать последовательное реформирование системы социальной защиты населения, когда ее гарантированный уровень приобретает прямую зависимость от взносов работников и предпринимателей на личные пенсионные счета и счета медицинского страхования наемных рабочих.

Третьим направлением должна быть финансовая, техническая и технологическая поддержка функционирования малого бизнеса со стороны государства. Понятное дело, что все это должно быть законодательно урегулировано.

Более сложной является проблема легализации теневого и криминального бизнеса.