Экономическая опасность предпринимательству на международном и национальном уровнях

Каждая отдельная фирма вступает в экономические и другие отношения не только с собственным персоналом и другими фирмами, но и с обществом в целом, государственными органами власти на региональном и национальном уровнях, иностранными фирмами и государствами. Прежде всего, рассмотрим экономические угрозы фирме на международном уровне. Их источником могут быть иностранные государства и их союзы, международные организации, иностранные фирмы и граждане.

Со стороны иностранного государства фирма может понести потери вследствие следующих действий:

  • национализации или конфискации имущества фирмы, находящегося на иностранной территории;
  • блокирования счетов фирмы в банках этого государства;
  • изменения валютных курсов;
  • квотирования экспорта и импорта;
  • наложения эмбарго на экспорт и импорт;
  • повышения таможенных тарифов;
  • повышения налоговых ставок;
  • ограничения инвестиционной деятельности;
  • экономического шпионаж.

Если речь идет об угрозах на международном уровне со стороны международных организации, которыми могут быть региональные объединения отдельных государств или отдельные межгосударственные отраслевые объединения типа Евроугля, Евроатом и т.п., то они действуют с помощью государств, которые входят в эти объединения и пользуются указанными выше средствами.

Со стороны иностранных фирм на собственной или заграничной территории фирма может чувствовать угрозы следующего характера:

- потерю собственного статуса в результате перехода к иностранному конкуренту контрольного пакета акций;

- потерю собственности в результате мошенничества со стороны своих псевдо партнеров;

- потери денег на счетах в национальных и иностранных банках вследствие электронных краж со стороны иностранных субъектов;

- потери в результате подделки продукции и услуг иностранными фирмами (в настоящее время для украинских предпринимателей эта угроза имеет небольшую вероятность);

- снабжение недоброкачественным сырьем;

- снабжение недоброкачественной продукцией;

- продажа «грязных» технологий;

- лишение рынков сбыта и поставщиков с помощью государственных учреждений;

- ограничение деятельности фирмы на национальной территории с помощью государственных учреждений;

- экономический шпионаж;

- экономические диверсии.

Отдельные мошенники на международном уровне могут предлагать фирме инвестиционные проекты, соглашения по сбыту продукции и снабжению сырья и комплектующих, другое финансовое посредничество. Объектом их мошенничества являюсь, как правило, не собственность, а деньги и ценные бумаги, то есть высоколиквидные активы.

Еще больший спектр отдельных форм экономической опасности фирма имеет на национальном уровне со стороны государства и государственных органов власти. Было бы неверно утверждать, что такой опасности не существует, потому ее нужно знать и учитывать в процессе государственного управления национальной экономикой.

Стоит также подчеркнуть, что экономическая опасность фирмы со стороны государства, как правило, имеет целиком другую природу, чем опасность со стороны иностранных субъектов. С абстрактной точки зрения каждое государство не является сознательным врагом собственных субъектов экономической деятельности, если они функционируют в пределах законности, в силу того, что благодаря их процветанию она укрепляет собственные экономические и политические позиции.

Но, часто бывает так, особенно в условиях политической и экономической трансформации, что наиболее влиятельные политические силы, которые враждуют между собой и имеют высокое влияние на решения законодательных и исполнительных органов власти, блокируют принятие эффективных законов, или принимают законы, вредные для отдельных отраслей экономики и сфер производства, что составляет непосредственную угрозу предпринимательству.

Вторым источником опасности со стороны государства в отношении предпринимательства является некомпетентность государственных законодательных и исполнительных органов, выражающаяся в принятии неэффективных законодательных актов и решений по управлению экономикой.

В конечном итоге, третий источник экономической опасности отдельным предприятиям со стороны государства связан с использованием отдельными чиновниками государственных учреждений в личных интересах, что проявляется в таких явлениях, как взяточничество, коррупция, рост бюрократии, теневой и криминальной экономики.

Таким образом, источниками экономической опасности фирмы со стороны государства являются:

- неэффективные законодательные и исполнительные решения власти вследствие противоборства политических сил;

- неэффективные законодательные и исполнительные решения власти вследствие ее некомпетентности;

- сознательное использование органов законодательной и исполнительной власти, отдельными ее представителями с целью личного обогащения, что проявляется в коррумпированности экономической среды.

Рассмотрим структуру опасностей предпринимательству со стороны государства и государственных учреждений.

Общей и наиболее существенной экономической опасностью фирмы со стороны государства является игнорирование ее интересов в законах, регулирующих хозяйственную деятельность.

Первая и наиболее яркая форма проявления этой опасности - ограничение со стороны государства возможностей экономического роста фирмы.

Следующая экономическая опасность для значительного количества фирм - угроза со стороны государства вследствие проведения политики протекционизма. Кажется, что, наоборот, политика протекционизма защищает интересы фирмы. Это действительно так в отношении фирм, для защиты интересов которых установлена политика протекционизма. Но другие фирмы несут в результате большие потери.

Экономическую опасность для фирм представляет и политика фритредерства, если она проводится неквалифицированно. Конкретная опасность здесь может быть связана с демпингом со стороны крепких иностранных корпорации и ТНК.

Существенную экономическую опасность для предпринимательства несет правовая неопределенность экономического отношений.

Значительную экономическую опасность для предпринимательства может составлять несогласованность норм отдельных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В целом, предоставление законодателями права прекращать предпринимательскую деятельность отдельным государственным учреждениям - Налоговой администрации, Аудиторской палате, Госстандарту и другим, - составляет немалую экономическую угрозу предпринимательской деятельности. Формами прекращения предпринимательской деятельности является лишение лицензий, патентов и сертификатов на предпринимательскую деятельность, блокирование расчетных счетов в банковских учреждениях, ограничение доступа на предприятие, лишение движимого имущества и оборудования (автомобилей, компьютерной техники, мебели и др.). В противоречие закона о предпринимательстве такими правами, на основании Указов Президента и Постановлений Кабинета Министров, а иногда, как определенно выше, и законов, наделяются различные государственные учреждения.

Ситуация, сложившаяся в связи с этой опасностью для предпринимательства, не является нормальной с точки зрения права. И фирма, и государственное учреждение является субъектами права и они должны иметь равные права. Одна сторона - собственно государственное учреждение - наделена не только правом обвинения, но и принятия решения относительно главного вопроса для фирмы - работать или нет. Когда одна сторона считает что фирма не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, а другая - наоборот, вопрос должен решаться хозяйственным судом.