Финансовый механизм предприятий и финансовый менеджмент

Выяснение сущности финансового механизма представляется важным, поскольку от этого зависит эффективность финансов предприятий и организаций. Финансовый механизм включает в себя комплекс показателей рычагов, приемов и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств с целью повышения эффективности конечных результатов деятельности предприятий.

Финансовый механизм – конкретный деловой аппарат этой категории. Само слово механизм означает внутреннее устройство какой-то машины, прибора, приводящее их в действие. По аналогии финансовый механизм есть не что иное, как внутреннее устройство финансов как объективной экономической категории, позволяющее приводить их в действие.

Частью общего менеджмента является финансовый менеджмент. В последние годы по этому вопросу появилось множество литературы. Мы согласны с определением финансового менеджмента, что он направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих в ходе деятельности хозяйствующих субъектов.

Проблемы эффективности управления (менеджмента) в целом, в том числе и финансами, вышли на одно из первых мест. Следует учесть, что в рыночных условиях хозяйствующие субъекты являются самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности, выступают в различных ролях, как инвестор или эмитент ценных бумаг, как заемщик или кредитор и т.д.

Отсюда содержание менеджмента зависит от:

  • философии бизнеса, т.е. с какой целью и с каким багажом фирма пришла на рынок;
  • наличия долгосрочной стратегии выбранного направления;
  • тактических целей, способностей решения тех или иных задач.

Бизнес, его ценность определяется такими факторами, как способностью приобрести необходимые ресурсы и произвести продукцию минимальными затратами, способностью вовремя и по разумной цене продать произведенные товары. Бизнесу необходим капитал для приобретения соответствующих активов, чтобы оперировать ими на выбранном рынке.

Хозяйствование может быть эффективным, если сориентировано на реалистический анализ спроса и предложения с учетом факторов риска, т.е. на теорию предельной полезности и предельной производительности факторов производства. В условиях социализма цели предприятий достигались затратным методом, а современные условия требуют максимизации рыночной стоимости компании, их реструктуризации и т.д.

Все это возможно при профессиональном менеджменте, хорошо владеющим избранной отраслью деятельности (бизнесом), решающим встающие задачи современно с учетом реально складывающейся ситуации. Фирмы должны сформировать у себя эффективную систему управления (менеджмента), которая позволила бы им добиться конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке. Система управления должна разработать стратегию и политику развития, изыскивать необходимые материальные и трудовые ресурсы, совершенствовать производственную и организационную структуры управления организацией. Большое значение имеют маркетинговые исследования для изучения потребностей на рынке – в дальнейшем для производства конкурентоспособной продукции и минимизации издержек производства.

В зарубежных странах выработан большой опыт по корпоративному и антикризисному управлению, т.е. имеется модель менеджмента и ее использование, обеспечивающее диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость, направленная на использование человеческого фактора.

За рубежом и в России появляется все больше специальной литературы, посвященной менеджменту, в том числе и финансовому. Доказано, что управление развитием компании в современном мировом хозяйстве должно базироваться на менеджмент, в том числе и на финансовый.

Система управления состоит из элементов (подсистем): управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления). В экономической литературе управляющая система представлена как совокупность ряда базовых элементов: организационная структура управления финансами, кадры управления, финансовые методы, приемы, модели, финансовые инструменты, информации финансового характера, технические средства управления финансами.

Объектами управления являются: финансовые отношения, о которых говорили выше; активы (определение их величины, оптимального состава, в том числе внеоборотных и оборотных активов для обеспечения целей организации; финансовые ресурсы, формирование собственных финансовых ресурсов и привлечение заемных, источники финансирования, определение их размеров; инвестиции, в том числе, направляемые на основной капитал и оборотный; различные риски; организация всей текущей и перспективной финансовой деятельности для обеспечения платежеспособности, устойчивости и рентабельности компании.