О некоторых аспектах государственной регуляции инвестиционной деятельности предприятий

В современных условиях ведения хозяйства инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из экономического кризиса, структурных сдвигов в деятельности отечественных предприятий, обеспечения их технического переоснащения. А потому, исследование вопросов, связанных с инвестированием, всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это также обусловлено и тем, что инвестиции касаются глубинных основ хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

Инвестиционная деятельность – совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций. Инвестиционная деятельность происходит на основе:

  • инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, обществами и союзами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами;
  • государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления государства, областей, административно-территориальных образований за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;
  • иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;
  • совместного инвестирования, осуществляемого украинскими и иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.

Объектами инвестиционной деятельности являются новые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех сферах и отраслях народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Источники финансирования инвестиционной деятельности – собственные финансовые ресурсы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления, сбережения граждан, юридических лиц и др.), заемные средства инвесторов (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты), привлеченные средства инвесторов (средства от продажи акций, паевые и иные взносы граждан и юридических лиц), бюджетные инвестиционные ассигнования.

Существующая в настоящее время экономическая ситуация значительно осложняет инвестиционную деятельность, поскольку нарушен процесс воссоздания, наблюдается спад в воспроизводстве основных фондов. Решение этих вопросов связано с учетом особенностей ведения хозяйства отдельных предприятий и финансовым обеспечением их инвестиционной деятельности, что невозможно без концентрации и рационального использования имеющихся финансовых ресурсов и привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. При этом возникает ряд проблем, которые связаны с привлечением инвестиций на предприятия. В связи с этим вопрос государственного регулирования инвестиционной деятельности отечественных предприятий приобретает особое значение.

Следует заметить, что из-за множества факторов, которые влияют на объемы и результаты инвестиционной деятельности предприятий, необходима их систематизация. За основу берется системность главных факторов внешней и внутренней среды, которая учитывает условия инвестиционной деятельности. Использование отмеченной системы факторов, по нашему мнению, позволит поощрять потенциальные источники инвестиций в соответствии с законодательными требованиями. Именно законодательная база определяет правовой статус инвесторов – субъектов инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. Законодательство декларирует, что все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и ведения хозяйства имеют равные права в части осуществления этой деятельности; самостоятельно определяют цель, направления, виды и объемы инвестиций; привлекают для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности. Наряду с правами инвесторов действующее законодательство устанавливает и определяет их обязательства. Инвестор обязан подавать финансовым органам декларацию об объемах и источниках осуществляемых им инвестиций; получать необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство; получать вывод экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения технологических, санитарно-гигиенических, радиационных, экологических и архитектурных требований; получать лицензию на выполнение специальных видов работ, которые требуют соответствующей аттестации исполнителя. Кроме того, субъекты инвестиционной деятельности обязаны придерживаться государственных норм и стандартов; подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность; не допускать недобросовестной конкуренции, выполнять требования антимонопольного регулирования.

Таким образом, принятие законов и других нормативных актов, которые регулируют инвестиционную деятельность, является одним из наиболее важных условий реализации государственной инвестиционной политики. Хотим обратить внимание и на то, что важное значение имеет создание системы объективного информационного обеспечения инвесторов, акционеров и кредиторов по поводу финансово-экономического состояния субъектов ведения хозяйства и создания единственного механизма мониторинга процессов реструктуризации, который бы способствовал поиску инвесторов. При этом отметим, что для активизации процессов привлечения инвестиционных средств в развитие регионов целесообразным является создание инвестиционной инфраструктуры, которая бы дала возможность проводить отбор проектов с учетом эффективности каждого из них, а инвестиционный климат государства определяют такие факторы, как политическая стабильность; состояние экономики и перспективы ее развития; степень государственной регуляции; налоги и стимулы для инвесторов; стоимость рабочей силы и сырья; свобода движения капиталов и прибыли; валютные и производственные риски; наличие производственной и рыночной инфраструктуры, и тому подобное. Однако система привлечения инвестиций должна предусматривать не только создание благоприятной инвестиционной среды, но и систематизированный мониторинг, регулярный анализ, систему гарантий и государственного контроля. Только в таком виде можно добиться как привлечения инвестиций, так и их эффективного использования. На сегодня необходимы изменения в правовой системе, стабильность которой является гарантом прав собственности и защиты инвестированных денежных средств от недобросовестных партнеров. Именно государство играет важную роль в инвестиционном процессе, основная суть которого заключается в регуляции инвестиционного механизма, обеспечивая при этом формирование необходимой законодательной базы, установления определенного размера налоговых сборов, норм амортизационных отчислений и предоставления государственной поддержки отечественным предприятиям.