Драгоманов Михаил Петрович

Драгоманов Михаил Петрович (1841-1895) – выдающийся украинский мыслитель, историк, публицист, этнограф, литературный критик. Родился в г. Гадяч Полтавской губернии. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1863). В 1864-75 преподавал в университете всемирную историю. В период усиление политической реакции в России как политически «неблагонадежного» Драгоманова уволили с этой должности. В 1876 выехал в Вену, затем в Женеву, где издавал сборник, а впоследствии журнал «Община». С 1889 – профессор Софийского университета.

Драгоманов – активный участник общественно-политической и научной жизни Украины. Был одним из основателей «Старой общины», принимал участие в организации воскресных школ.

В научных трудах, которые печатались многими европейскими языками, Драгоманов разрабатывал вопросы истории, литературы, философии, религии, этнографии, фольклора. Член Парижского этнографического общества, Международного совета фольклористов, почетный член Комитета Чикагского конгресса фольклористов, почетный член Британского научного общества, член императорского Русского Географического Общества, почетный член Украинского Научного общества «Сич» в Вене.

Драгоманов – талантливый публицист. В многочисленных публицистических произведениях обличал антинародную суть самодержавия, в борьбе против которого призвал объединиться все народы России. Выступал за развитие национальной культуры, против насильственной русификации, за право украинского народа на родной язык.

Общественно-политическая программа Драгоманова воплощена в «Переднем слове» к «Общине» (1878, №1). В ее основе – идеи мелкобуржуазного социализма Прудона с принципами федерализма и анархизма.

Драгоманов не был теоретиком в области экономической науки, но в своих трудах он анализировал самые злободневные тогдашние экономические проблемы: аграрный вопрос, положение рабочего класса, перспективы народнохозяйственного развития страны. Понимание существующих экономических проблем, прогнозирование процессов общественно-экономического развития общества он связывал с необходимостью развития экономической теории. Считал полезными переводы произведений европейских экономистов, в частности Милля, Лассаля, Маркса. Отмечал необходимость создания популярной политической экономии, понятной трудящимся, которая помогала бы им осознать причины их бедственного положения.

Значительное внимание Драгоманов сосредоточил на пореформенных аграрных отношениях. Реформу 1861 он рассматривал как положительный акт, но подчеркивая ее антинародную сущность, отмечал, что она проведена в интересах помещиков, капиталистов и самодержавия, а крестьяне получили свободу «без земли», что привело к ухудшению их положения, поскольку к феодальным формам эксплуатации, которые во многом сохранились, добавились капиталистические формы.

В своих трудах Драгоманов затрагивал также вопросы положения рабочего класса, писал о низкой заработной плате, продолжительном рабочем дне, появлении таких неизбежных при капитализме явлений, как кризис, безработица, их негативном влиянии на положение рабочих. Предлагал некоторые меры по улучшению положения рабочих и добивался повышения заработной платы, улучшения условий труда и т.д. Условием радикального изменения положения рабочих и крестьян считал уничтожение частной собственности. Будущее общества связывал с социализмом как более эффективным, чем капитализм, строем. Под социализмом понимал такой способ производства, при котором фабрики, заводы и продукты труда будут принадлежать рабочим общинам, а земля и результаты сельскохозяйственного производства – сельским общинам. Переход к новому строю мыслил как эволюционный, однако не возражал и против возможности революционных выступлений, восстаний, «без которых иногда не обойтись».

Драгоманов, будучи знакомым с трудами Маркса и Энгельса, выступал против марксистской теории классовой борьбы, теории социалистической революции, диктатуры пролетариата. Социализм считал делом далекого будущего. Первоочередную задачу социалистов (Драгоманов называл себя социалистом) усматривал в завоевании политических свобод и на их основе проведении социально-экономических реформ. Отстаивал право украинского народа на политическую свободу и национальную автономию на принципах федерализма.