Противоречия между процессами стандартизации и адаптизации в условиях глобализации

Глобализация (фр. global – всеобщий, лат. glob – шаг) – универсальный процесс, охватывающий весь земной шар и состоящий из новых интеллектуально-информационных технологий, активно действующих на мировом рынке в целях укрепления связей денежного капитала инновациями.

Кроме того, под глобализацией рассматривают процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемых товаров по всему миру (на основе стандартизации), в ходе которого всемирные товары вытесняют местные (созданные с учетом местных условий и предпочтений потребителей, т.е. с целью адаптизации). Именно в этом и состоит основное противоречие между стандартизацией и адаптизацией в условиях глобализации.

Повышение качества товаров неразрывно связано с улучшением Государственной системы стандартизации, что обусловлено самой природой стандартизации. Выпуск новых товаров, внедрение прогрессивной технологии, средств и методов контроля, транспортирования и хранения возможны лишь при условии разработки и строгого соблюдения стандартов. Большое внимание уделяется повышению роли стандартов в ускорении научно-технического прогресса и улучшении качества готовой продукции, сырья, материалов и комплектующих изделий, совершенствованию стандартов и технических условий, повышению ответственности хозяйственных органов, предприятий и объединений за их выполнение.

Под стандартизацией понимается установление и применение правил и норм в целях упорядочения деятельности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий эксплуатации (пользования) и требований техники безопасности. Стандартизация основана на достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития народного хозяйства. Она проводится как в масштабах всей страны, так и в отдельных отраслях.

Стандартизация представляет собой комплекс взаимосвязанных и обусловленных правил и положений, определяющих ее цели и задачи, организацию и методику проведения необходимых работ. Благодаря стандартизации достигается постоянное повышение технического уровня изделий, сокращаются сроки создания новых изделий и подготовки их к производству, уменьшается продолжительность производственных циклов, снижается трудоемкость.

Стандартизация способствует ускорению темпов научно-технического развития, организационному и техническому совершенствованию производства, углублению разделения общественного труда, наиболее полному удовлетворению потребностей, получению большего экономического эффекта в производстве и эксплуатации стандартизированной продукции. Результатом работы по стандартизации является нормативно-технический документ – стандарт, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный в установленном порядке.

Государственный стандарт – надежный гарант качества товаров как на стадии изготовления, так и на стадии потребления. Стандартизации подвергаются единицы измерений, термины и обозначения, сырье, производственные процессы, методы испытаний и измерений, технические требования, обеспечивающие качество изделий, безопасность людей и сохранность материальных ценностей.

Основные задачи стандартизации таковы:

  • установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств ее испытания и контроля, а также необходимого уровня надежности и долговечности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;
  • установление норм требований и методов в области проектирования и производства продукции для обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции, расширение и улучшение ассортимента, повышение качества товаров массового спроса;
  • развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции, особенно машин, оборудования и приборов, как важнейшего условия специализации производства, комплексной специализации и автоматизации производственных процессов и повышения обороноспособности;
  • обеспечение единства и правильности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц измерений, а также методов и средств измерений высшей точности;
  • разработка единых систем документации, классификации и кодирования всей продукции и технико-экономической информации, форм и систем организации производства и технических средств;
  • установление единых терминов, обозначений и величин в важнейших областях пауки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;
  • создание благоприятных условий для внешней торговли путем участия в работе международных организаций по стандартизации, а также разработка рекомендаций международных организаций в области стандартизации.

Все стандарты подразделяются на следующие категории: Государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ) и стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты устанавливаются на продукцию массового и крупносерийного производства, прошедшую государственную аттестацию; экспортную продукцию, на научно-технические термины и обозначения, единицы измерения, системы классификации и кодирования, показатели и нормы качества товаров народного потребления.

Отраслевые стандарты устанавливаются на продукцию, не относящуюся к объектам государственной стандартизации, но являющуюся специфической для производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли. ОСТы обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также предприятий других отраслей заказчиков, применяющих эту продукцию. Утверждаются они ведущим министерством.

Республиканские стандарты устанавливаются на продукцию, выпускаемую предприятиями республиканского и местного подчинения, за исключением продукции, относящейся к объектам государственной и отраслевой стандартизации.

Стандарты предприятий устанавливаются на нормы, правила, требования, методы, составные части изделий и другие объекты, имеющие применение только на данном предприятии. Они обязательны только для этого предприятия и утверждаются руководством предприятия. Такие стандарты разрабатываются в соответствии с действующими отраслевыми и государственными стандартами и являются законом предприятия по организации работы по улучшению качества продукции, организационно-методической основой комплексной системы управления качеством продукции. Стандарты предприятий ежегодно пересматриваются, корректируются и дополняются необходимыми сведениями.

Виды стандартов. В зависимости от содержания и назначения стандарты подразделяются на следующие виды: технические условия; общие технические требования; стандарты параметров и размеров; правил приемки; методов контроля; правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения; типовых технологических процессов.

Стандарты технических условий регламентируют технические требования к продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации. Они устанавливают также правила приемки, методы оценки качества, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению.

Стандарты общих технических требований устанавливают нормы и требования для конкретной продукции или для группы однородной продукции. Они широко используются при стандартизации товаров народного потребления. Общие технические требования устанавливаются в зависимости от вида и назначения изделия (к прочности, термостойкости, надежности и пр.).

Стандарты параметров и размеров содержат данные о форме и размерах готовых изделий или готовых частей и деталей, рациональные параметрические или размерные ряды по основным характеристикам, на основе которых должна проектироваться продукция конкретных размеров, марок, моделей и т.д. Стандарты марок регламентируют химический состав материалов, номенклатуру марок, а иногда и потребительские свойства изделий. Стандарты сортамента, стандарты конструкций и размеров устанавливают особенности конструктивного исполнения и основные размеры определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости при разработке конкретных типоразмеров моделей и т.п.

Стандарты правил приемки регламентируют единый порядок проведения приемки продукции по количеству и качеству, размер партии товаров, размер пробы и методы ее отбора Это необходимо для обеспечения объективности и сопоставимости результатов испытаний.

Стандарты методов контроля включают методику определения показателей свойства товара. В них указываются правила и методы отбора проб, подготовки их к испытанию и проведения испытаний, правила опечатывания и опломбирования проб и снабжение их необходимыми сведениями и т.д. Все это позволяет обеспечить единство оценки качества готовой продукции.

Стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения устанавливают требования к маркировке товаров для информации покупателя об их особенностях, требования к упаковке, условиям транспортирования и хранения, обеспечивающим сохранение качества товаров. Нарушение указанных условий приводит к ухудшению отдельных свойств товаров и качества в целом.

Рассмотренные выше виды стандартов по содержанию и назначению можно подразделить на стандарты общетехнического и организационно-методического характера и стандарты на готовую продукцию.

При отсутствии стандарта на товар (это касается новой продукции, выпускаемой небольшими партиями) разрабатывают технические условия, которые действуют в течение организационного периода времени.

Государственным стандартом присваиваются соответствующие обозначения, состоящие из букв, регистрационного номера и года утверждения, ввода в действие или пересмотра, например ГОСТ 16371-77 «Мебель бытовая». Аналогичные обозначения имеют и технические условия (ТУ). В обозначении стандартов организационно-методических и общетехнических после индекса ставится иногда цифра с точкой, которая обозначает определенную систему стандартизации. Например, цифра 1 означает, что ГОСТ относится к Государственной системе стандартизации, цифра 2 – к Единой системе конструктивной документации (ЕСКД).

Всего на важнейшие виды сырья, материалов и готовых изделий действует более 25 тыс. ГОСТов, более 10 тыс. РСТов, более 35 тыс. отраслевых стандартов и около 135 тыс. ТУ.

Для информации о нормативно-технической документации в стране издаются ежемесячные Информационные указатели и ежегодные указатели государственных, отраслевых и республиканских стандартов. В информационных указателях публикуются сведения о вновь утвержденных документах, а также об изменениях и дополнениях, внесенных в стандарты.

Планирование работ по стандартизации является составной частью государственного планирования и увязывается с планами соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Основной формой планирования работ по стандартизации выступают перспективные планы государственной, отраслевой и республиканской стандартизации, а также планы предприятий.

План государственной стандартизации включает следующие разделы:

  1. Разработка технических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения (ЕСЖД, ЕСТПП, ЕГЗД и т.д.).
  2. Повышение показателей технического уровня и качества продукции.
  3. Унификация важнейших видов продукции – агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и инструментов.
  4. Развитие экономической интеграции в области стандартизации и метрологии.
  5. Разработка межотраслевых стандартов и рекомендации полиции ИСО, МЭК, МОЗМ.
  6. Внедрение стандартов.
  7. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, ТУ.
  8. Аттестация промышленной продукции.
  9. Задания по метрологическому обеспечению народного хозяйства.
  10. Повышение квалификации специалистов в области специализации.

Годовые планы разрабатываются на основе заданий плана на данный год с учетом поправок, связанных с внедрением достижений технического прогресса и использованием выявленных резервов.

В годовые планы государственной стандартизации включаются: разработка новых и пересмотр действующих государственных стандартов; повышение уровня показателей качества продукции; разработка рекомендации ИСО; унификации продукции; проведение государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и ТУ и состоянием измерительной техники; аттестация продукции и задания по метрологическому обеспечению.

Для обеспечения организационно-методического единства предусмотрены шесть стадий разработки стандартов всех категорий: 3) организация разработки стандартов и составление технического задания; 2) разработка проекта стандарта и подготовка его на отзыв; 3) обработка отзывов и разработка окончательной редакции проекта; 4) подготовка, согласование и представление проекта стандарта па утверждение; 5) рассмотрение проекта стандарта, его утверждение и регистрация; 6) издание стандарта.

Построение, содержание и изложение стандарта зависят от его вида и строго регламентируются. Например, стандарт общей характеристики должен иметь следующие разделы: наименование, построение, содержание и изложение стандарта.

Наименование стандарта должно быть кратким и простым, определяющим объект стандартизации. Первое слово наименования – название объекта (имя существительное), второе – имя прилагательное, к примеру: «Бумага писчая меловая». Более того, характеристика, если она необходима, дается во вводной части; иногда указывается область применения или ограничения.

Стандарт состоит из разделов и подразделов, в которых указаны типы, основные размеры, единицы измерении, технические требования, методы испытаний и т.д. Содержание и порядок изложения стандартов должны соответствовать их назначению и стандартизируемому объекту. Все нормы и требования должны соответствовать установленным правилам, нормам и методам в других стандартах с указанием допускаемых отклонений (не более, не менее и т.п.). Ссылки на другие стандарты должны быть точными.

Стандарты технических условий должны состоять из следующих разделов: типы, основные параметры и размеры; технические требования; комплектность; правила приемки; методы испытаний; маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

В разделе «Типы, основные параметры и размеры» указываются параметры и размеры, характеризующие конкретные виды продукции, изготовляемой в соответствии с данным стандартом.

В разделе «Технические требования» приводятся требования и нормы, определяющие потребительские характеристики продукции, причем только те, которые подлежат проверке. Это могут быть физико-механические свойства, химический состав, содержание примесей, габаритные размеры, потребление электроэнергии, запах, вкус, цвет и т.д.

Раздел «Правила приемки» регламентирует порядок предъявления и приемки продукции контролером предприятия и потребителя, порядок контроля и сроки проведения и др.

В разделе «Методы испытаний» указываются методы отбора проб (место, вид, размеры или масса образцов, размер средней пробы), подготовка к испытанию, типы и виды приборов и реактивы, обработка результатов, расчетные формулы и пр.

В заключительном разделе «Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» перечисляются требования к виду и месту, содержанию и исполнению маркировки; виды первичной и транспортной тары; количество продукции в упаковке; способ размещения и укладки; перечень документов, вкладываемых в тару; подробно излагаются условия транспортирования и хранения продукции (вид транспорта, влажность, температура, сроки хранения и т.п.).

Каждый вид стандарта может иметь свои особенности. В новые стандарты включены разделы гарантии поставщика, уход за продукцией и др. При разработке новых стандартов технический уровень готовой продукции сопоставляют с уровнем лучших отечественных и зарубежных образцов, с международными рекомендациями и стандартами. Номенклатура показателей качества определяется с учетом требований потребителей и видов нормативно-технической документации.

Проекты стандартов и ТУ на товары народного потребления направляют на согласование торговым организациям, а при необходимости – другим ведомствам. Более строгие требования должны предъявляться к надежности и безвредности изделий.

Проекты государственных стандартов представляются па правовую экспертизу в специально созданную в системе Госстандарта юридическую службу. Утверждаются, вводятся в действие, изменяются и отменяются государственные стандарты постановлениями Госстандарта.

Для внедрения стандартов в практику разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие полное выполнение изложенных в стандарте требований. Стандарт считается внедренным, если его нормы, показатели и требования применяются в соответствии с областью его распространения и если выпускаемая продукция соответствует всем требованиям его стандарта.

За внедрением и соблюдением стандартов и технических условий осуществляется государственный надзор по планам, утверждаемым Госстандартом и его органами на местах. К участию в государственном надзоре привлекаются по согласованию с ведомствами Госторгинспекния, головные организации по стандартизации, НИИ и проектно-конструкторские бюро, организации и предприятия изготовителей и потребителей продукции, а также научные работники и специалисты.

Госстандарт закрепляет государственные стандарты в зависимости от вида продукции и других особенностей за соответствующими ведомствами и организациями по стандартизации, которые должны не реже одного раза в пять лет проверять эти стандарты, чтобы заменить устаревшие показатели и ввести новые нормы и требования с учетом достижений НТП. Изменения в стандартах должны согласовываться с заинтересованными ведомствами.

Сроки внедрения стандартов могут быть перенесены на следующий год из-за неподготовленности производства, несоответствия сырья требованиям ГОСТа.

Качество стандартов во многом зависит от совершенства методики стандартизации, их теоретической базы.

Методическую основу составляют математические (включая предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел) параметрические ряды, а также унификация деталей и узлов, агрегатирование, комплексная и опережающая стандартизация.

Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел необходимы для выбора оптимального ряда параметров и типоразмеров готовых изделий. Набор установленных значений параметров составляет параметрический ряд, который строится по системе предпочтительных чисел. Предпочтительными называются числа, которые рекомендуется употреблять при выборе значений параметров для вновь созданных изделий. При этом берут те значения параметров продукции, которые подчиняются математической закономерности. Среди возможных вариантов рядов предпочтительных чисел основными являются геометрическая и арифметическая прогрессии.

Имея ряд предпочтительных чисел, можно выбрать наилучшие размеры деталей, показатели свойств. Пример такого ряда — шкалы типоразмеров ростов мужских, женских и детских фигур, разработанных по результатам антропологических измерений. На основе этих шкал строится размерно-ростовочный и полнотный ассортимент одежды для населения. Применяются предпочтительные ряды чисел, построенные как по арифметической, так и по геометрической прогрессии.

Члены арифметической прогрессии отличаются друг от друга па строго определенное значение, например 2; 5; 8; 11 и т.д. Преимущество данной прогрессии – определенные значения ее членов, которые надо округлять. Недостаток ряда, построенного по принципу арифметической прогрессии, состоит в том, что относительное увеличение следующего числа по сравнению с предыдущим характеризуется различными интервалами между числами. Так, число 8 больше на 37,5% числа 5, а число 3003 больше числа 3000 только на 0,1%.

При арифметической прогрессии разность значения между двумя соединенными числами не изменяется по всему ряду, поэтому в зоне малых значений они имеют большую разреженность, а в зоне больших значений — большую уплотненность. Такие ряды применяются редко. Ряды чисел, построенных по геометрической прогрессии, применяются чаще. Они .характеризуются постоянством отношений двух смежных членов. Каждый последующий член ряда представляет собой произведение предыдущего члена и знаменателя геометрической' прогрессии (величина постоянная для данного ряда).

В стандартизации применяются четыре основных ряда (R5, RIO, R20 и R40) и один дополнительный (R80). Цифры означают числа членов ряда в пределах от 1 до 10; каждый последующий ряд включает все числа предыдущего ряда, относительная разность между смежными числами постоянна.

Ряды предпочтительных чисел для R5 – 1,00; 1,60; 2,50; 4,00; 6,30 и т. д. Знаменатель прогрессии для 10,0 будет равен 1,6. Ряд предпочтительных чисел для R10 будет: 1,00; 1,25; 1,60; 2,50; 3,15; 4,00; 5,00; 6,30; 8,00, а знаменатель прогрессии для этого ряда – 1,25.

Для ряда R5 прогрессия равна 58%, для R10 – 25, R20 – 12, R40 – 6 и R80 – 3%.

Ряды предпочтительных чисел могут быть расширены путем умножения. Так, числа более 10 получают умножение величин, установленных в интервале 1-10, на 10, 100, 1 000, 10000 и т.д., а числа менее 1 – на 0,1; 0,01; 0,001; 0,0001 и т.д.

В целях сокращения номенклатуры изделий разрабатываются стандарты на их параметрические ряды, среди которых выделяются основные и вспомогательные параметры. Основные параметры должны характеризовать эксплуатационные, технологические и технические возможности изделия; вспомогательные параметры – удельный расход электроэнергии, топлива, требования к внешнему виду и отделке и т.п.

Унификация – это рациональное сокращение числа видов, размеров, типов изделий и деталей одинакового назначения, из которых можно собирать аппараты и машины. Цель унификации – устранить неоправданное многообразие изделий, деталей, узлов, элементов, процессов и свести их к минимуму путем уменьшения составных частей в изделии и группе изделий. В результате унификации уменьшается количество типоразмеров унифицированных объектов и сокращается общее количество типоразмеров всех деталей.

Унификация бывает производственно-направленная и эксплуатационно-направленная. Под производственно-направленной следует понимать унификацию составных частей изделия с составными частями других изделий, которые изготовляются на этом же предприятии. Эксплуатационно-направленная – унификация составных частей изделия с составными частями других совместно эксплуатируемых изделий.

Наибольший экономический эффект дает унификация, проводимая на стадии проектирования. При этом отпадает необходимость выполнять чертежи, так как оригинальная деталь заменяется стандартной, заимствованной; разрабатывать технологический процесс для таких деталей; проектировать специальную технологическую оснастку (используется уже ранее спроектированная).

Унификация сокращает долю подготовительно-заключительных операций и повышает производительность труда за счет использования высокопроизводительного оборудования, способствует повышению качества изделий, упрощает их ремонт в процессе эксплуатации.

По содержанию унификация делится на внутриразмерную, межразмерную и межтиповую. В первом случае унификацией охватываются все разновидности изделия – как базовая модель, так и ее модификация. Во втором случае унифицируются не только модификации одной базовой модели, но и базовые модели машин разных размеров параметрического ряда, т. е. данного типа. Межтиповая унификация распространяется на изделия разных типов, которые входят в различные параметрические ряды.

Унификация может проводиться на заводском, отраслевом и межотраслевом уровнях.

Показатель уровня унификации по количеству деталей (Уд) может быть определен по формуле:

Уд=?у?100/?д,

где ?у – число унифицированных деталей;

?д – общее число деталей.

По этой формуле можно определить унификации по массе (Ум) унифицированных деталей и трудоемкости (Ут).

По совокупности показателей уровней унификации по количеству, массе, трудоемкости и т.д. может быть установлен комплексный показатель уровня унификации (Ук).

Показатель уровня унификации имеет один недостаток: в отдельных случаях, когда сокращение номенклатуры производится не по оригинальным деталям, коэффициент применяемости может уменьшиться, .хотя число типоразмеров также уменьшится.

Разновидностью унификации является симплификация (по определению ИСО). Симплификация заключается в сокращении количества типов или других разновидностей изделий до количества, необходимого для удовлетворения потребностей как в техническом, так и в экономическом отношении.

Сущность комплексной стандартизации состоит в систематизации увязки факторов, обеспечивающих оптимальный уровень качества готовой продукции. Комплексная стандартизация предусматривает целенаправленную и планомерную единую систему взаимосвязанных требований как к самому объекту, так и к сырью и материалам, комплектующим изделиям, средствам производства, измерительной технике и метрологическому обеспечению, методам и средствам подготовки производства и к качеству готовой продукции. При этом большое внимание уделяется разработке программ комплексной стандартизации, которые позволяют средствами стандартов увязать в короткие сроки все требования к техническому уровню производства и качеству готовой продукции.

Программы комплексной стандартизации разрабатываются на основе изучения потребностей хозяйства страны в продукции, научно-технического уровня действующих отечественных, международных и зарубежных стандартов и технических условий, достижений науки и техники и передового опыта. Они способствуют повышению эффективности производства, расширению ассортимента, увеличению выпуска изделий с повышенным качеством, сокращению потерь, брака и сроков освоения новых изделий. Комплексная стандартизация по сути является методом планирования качества готовой продукции.

Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных требований и норм по отношению к уже достигнутому уровню. Опережающая стандартизация предусматривает разработку стандартов с перспективными показателями технического уровня и качества готовой продукции. Она базируется на прогнозах технического и экономического развития отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства в целом. В перспективных стандартах в зависимости от условий показатели норм и характеристики устанавливаются в виде ступеней с дифференцированными сроками введения.

Внедрение должно быть тесно взаимосвязано с экономической эффективностью капитальных вложений, составлением материальных балансов и программно-целевыми методами планирования стандартизации. Опережающая стандартизация позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы и служит ориентиром при разработке и прогнозировании качества новых видов продукции и потребляемых товаров.

Источник:

Красовский П. А., Ковалев А. И., Стрижов С. Г. Товар и его экспертиза. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.