Понятие общественности и делового общения

Поскольку PR-специалисты устанавливают контакты с общественностью, необходимо рассмотреть некоторые ее характеристики.

Общественность – это группа людей, сложившаяся под влиянием определенных обстоятельств, реагирующих на разнообразные проблемы одинаково.

В практике PR общественность подразделяется на:

  • закрытую общественность, к которой относятся сотрудники организации. Ее называют также социальной общностью, поскольку они объединены работой в одной организации;
  • открытую общественность, представляющую всех субъектов внешней среды, с которыми работает организация.

Специалисты по PR должны в своей работе учитывать и формировать общественное мнение.

Общественное мнение – это состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах в различных областях жизни.

Общественное мнение формируется из мнений индивидуумов. Оно имеет следующие характерные особенности:

  • нестабильность;
  • противоречивость, которая заключается, с одной стороны, в том, что оно подвержено быстрым изменениям, а с другой – в трудности изменения сложившегося мнения;
  • изменение в основном за счет конкретных событий;
  • большое влияние на его формирование лидеров мнений;
  • необходимость формирования общественного мнения в определенных группах или сегментах общественности;
  • формирование общественного мнения на основе интересов каждой группы;
  • учет при формировании общественного мнения политической, экономической, социальной обстановки в стране.

Формирование общественного мнения происходит под влиянием ряда факторов:

  • личностные факторы – совокупность характеристик физического и эмоционального состояния, возраста, потребительских интересов, рода занятий каждого члена контактной аудитории;
  • социальные факторы – происхождение, положение в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности контактной аудитории;
  • культурные факторы – культурный уровень различных групп;
  • психологические факторы – уровень и качество образования, семейное положение, мотивации;
  • научно-технические факторы – показатели, характеризующие научно-технический прогресс.

В результате изучения всех перечисленных факторов формируется мнение о состоянии общественного мнения по отношению к данной организации и ее конкурентам, анализируются причины, производится оценка и разрабатываются предложения по формированию общественного мнения в нужном направлении Основным элементом PR является деловое общение. Оно представляет собой особый вид контактов в деловой сфере, ориентированных на достижение определенного результата. Деловое общение осуществляется на основе определенных этических норм и правил общения между деловыми партнерами. Этика деловых отношений изучается в специальном курсе «Этика и эстетика». Поэтому приведем лишь основополагающие моменты этой науки. Деловое общение базируется на таких общепринятых принципах:

  • оно должно быть всесторонне подготовлено предварительным сбором информации о партнере;
  • предварительно должны быть всесторонне оценены свои возможности в осуществлении дальнейших контактов;
  • необходимо стремиться к минимуму затрат на осуществление намеченных контактов;
  • общение должно проходить в доверительной, уважительной по отношению к партнеру манере;
  • в отношениях с партнерами необходимо всегда выполнять свои обещания, т.е. быть надежным партнером.

В деловых отношениях важным является соблюдение как этических, так и деловых принципов. Этические позиции предполагают следование законам; соблюдение принципов справедливости, прав человека; стремление действовать в интересах большинства людей; признание необходимости нести ответственность за свои поступки и т.д. Деловые качества заключаются, прежде всего, в хорошей профессиональной подготовке, глубоких знаниях, умении управлять различными процессами и людьми, в мобильности, ясности мышления, в умении общаться с людьми и т. д. Сочетания этих качеств достичь чрезвычайно трудно, а многие бизнесмены отдают предпочтение соблюдению деловых принципов, игнорируя зачастую этические.

Остановимся на понятии стиля делового общения, который представляет собой систему методов и приемов воздействия для достижения результативности общения. Различают следующие стили:

  • авторитарный - редко используется в рыночной экономике в силу неприятия собеседником;
  • демократический - базируется на равенстве, взаимном уважении сторон;
  • проблемно-целевой - предполагает готовность к изменениям в общении в соответствии с изменением ситуации.

Деловое общение включает в себя следующие этапы:

    установление контакта;
  • обсуждение вопроса;
  • принятие решений;
  • выход из контакта.

Каждый из этапов труден и ответственен, и невозможно выбрать среди них более важный. Успех делового общения начинается с первых впечатлений о партнере и обеспечивается хорошей подготовкой к диалогу, атмосферой доверия и доброжелательности, обязательностью партнеров и другими характеристиками.

В процессе делового общения часто возникают психологические препятствия, называемые коммуникативными барьерами. Различают три вида барьеров:

  • приводящие к искажению смысла информации;
  • социально-культурные, которые вызваны различиями в национальности, возрасте, профессии собеседников;
  • психологические барьеры, которые вызваны чувствами неприязни или недоверия к собеседнику.