Типы коммуникаций

Известно, что коммуникации бывают вербальными (речевыми) и невербальными (неречевыми). Вербальные коммуникации изучены довольно широко, хотя исследования показывают, что невербальные коммуникации важнее вербальных. Так, информация в процессе коммуникаций передается словами на 7%, характером звучания и интонацией - на 38%, остальное - жестами, мимикой, внешним видом, окружением говорящего.

Существуют 25 невербальных коммуникативных жестов, по которым можно судить об отношении человека к происходящему. Вот как их формулирует Джон Честара.

1. Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он проявляет нетерпение, что ему скучно, что он нервничает.

2. Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может скучать, что ему неинтересно то, что вы говорите, или все равно.

3. Если он стискивает руки, то это может означать отчаяние, ощущение безнадежности.

4. Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев.

5. Если его руки расслаблены и он поворачивает ладони, вверх держа их перед собой, то это значит, что он удивлен, озадачен, в затруднении.

6. Если он расстегивает пиджак, значит он готов к активным действиям.

7. Руки, скрещенные на груди, означают вызов, осуждение.

8. Если человек идет быстро, руки у него висят свободно, подбородок поднят, стало быть, он демонстрирует уверенность в себе и решительность.

9. Если он идет, волоча ноги, руки в карманах, голова опущена вниз, значит, он упал духом, в отчаянии, подавлен, находится в депрессии.

10. Ладонь руки, положенная на щеку, означает заинтересованность на грани с удивлением.

11. Если ваш собеседник ударяет себя по подбородку, значит, его осенила какая-то догадка, он озабочен.

12. Если человек трогает или потирает нос, значит, он размышляет над чем-то, думает.

13. Если он становится в позу «руки в боки», это может означать превосходство или вызов.

14. Если ладони сложены домиком, это может означать, что он думает, выказывает интерес.

15. Если ваш собеседник наклоняет голову набок, значит, он дурачится или склонен к насмешке.

16. Если ваш собеседник опускает очки к крыльям носа и смотрит поверх оправы, то, скорее всего, он хочет большего...особенно фактов.

17. Если человек расхаживает взад и вперед, то он, видимо, озабочен, нервничает.

18. Если человек сдавливает переносицу, значит, он устал (если только ему не давят очки).

19. Если человек сидит на краю стула, значит, он находится в ожидании ил проявляет интерес.

20. Если человек сидит нога на ногу или слегка покачивает ногой, то, скорее всего, он скучает.

21. Если человек делает характерный жест указательным пальцем, то, скорее всего, он хочет подчеркнуть свою точку зрения. Если человек скрестил ноги на столе, то он старается произвести впечатление на окружающих, проявляет свою неотесанность.

22. Если человек откинулся назад и поддерживает себя скрещенными руками за шею, стало быть, он пытается расслабиться, а также произвести впечатление.

23. Если человек во время разговора прикрывает рот руками, то он не хочет быть понятым.

24. Если человек отвел руку за спину и сжал ее в кулак, а другой рукой держит ее за запястье, то он замкнут, напряжен.

Большое значение при личных коммуникациях имеет дистанция между говорящими. В разных странах по традиции эти коммуникативные зоны различны: в европейско-американских странах они больше, чем в восточных странах. Существует наука о человеческих пространствах – проксемика.

В рамках вербальной коммуникации установлены четыре стандарта дистанции для общения:

  • интимная - 0,15 - 0,46 м;
  • личная - 0,46 - 1,2 м;
  • социальная - 1,2 - 3,6 м;
  • общественная - более 3,6 м.

Нарушение этих расстояний приводит к дискомфорту, особенно это ощутимо в условиях крупных мегаполисов.

Выделяют такие важнейшие характеристики вербальных коммуникаций:

  • уверенность, авторитетность, убедительность;
  • хорошая, грамотная речь с использованием большого словарного запаса;
  • простота и точность;
  • применение речевых трафаретов;
  • ориентация на особенности, подготовленность собеседника или аудитории;
  • умение выслушать собеседника;
  • использование различных речевых приемов;
  • постоянный контроль за реакцией собеседника или аудитории.

В процессе делового общения определились следующие четыре способа ведения деловой беседы: необходимо ободрять собеседника, повторять его слова, сопереживать и обобщать все сказанное.

Помимо перечисленных, существует также визуальная форма коммуникаций. Сюда относятся фильмы, фотографии, товарные знаки, видеоклипы, символы и прочие средства.