Современная парадигма паблик рилейшнз в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций

Применение типовых конкурентных действий, аргументированное и взвешенное увеличение объемов производства, стимулирующее ценообразование с целью получения большей рыночной доли сегодня стали уже традиционными рыночными законами ведения хозяйства, что, по мнению многих ученых, уменьшает их значимость как базовых принципов массового экономического выживания. Так, в работах Г.М. Брума, С.М. Катлипа, Р.Ф. Лаутерборна, Е. Райса и Л. Райс, А.Х. Сентера, С.И. Таненбаума, Д.Е. Шульца утверждается, что программы традиционных маркетинговых коммуникаций уже не отвечают потребностям современного бизнеса. Это обусловило становление новой концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций, способных адаптироваться к динамичным процессам на национальном и глобальном рынках.

Паблик рилейшнз (PR) как один из основных элементов системы интегрированных маркетинговых коммуникаций во многом обусловливает конкурентоспособность предприятий, непосредственно влияя на бренд-менеджмент, формирование маркетинговой стратегии предприятия и коммуникативную политику в частности. Кроме этого, репутация предприятия, имидж его продукции, развитие портфеля брендов зависят от паблик рилейшнз, что влияет на качество позиционирования предприятия на рынке.

Относительная молодость понятия «PR» в маркетинговом арсенале объясняет связанные с ним многочисленные поверхностные трактовки и стереотипность подходов к его сущности, функциям и инструментарию. Эта проблема обусловлена большим количеством сфер использования PR: конфликтные и кризисные ситуации, брендинг и имиджмейкинг, социальная ответственность и внутрикорпоративные отношения, политика и шоу-бизнес, Интернет и социальные сети.

Современный этап развития цивилизации выводит информацию и информированность на высшую ступень международного бизнеса. Информация управляет различными процессами во всех сферах жизнедеятельности, а процесс PR в первую очередь основывается именно на информации и занимает значительное место в формировании «информационного общества». Постепенная смена взглядов на паблик рилейшнз в современной науке отражает развитие и становление этого явления как в обществе в целом, так и на отдельных предприятиях.

Осознание возможности управления PR с целью позиционирования предприятия вызвала появление научно-практических проблем эффективного управления этими процессами на предприятиях. Речь идет об определении потенциала PR как фактора влияния на экономическое развитие предприятия, технологии организации PR на предприятиях с целью получения эффективных результатов хозяйственной деятельности, оценке эффективности PR-деятельности предприятий.

Решение проблемы организации управления и оценки эффективности PR на отечественных предприятиях связано с такими научными и практическими задачами, как достижение высокого уровня адаптивности предприятий в современных рыночных условиях хозяйствования, повышение конкурентоспособности предприятий, обеспечение их динамичного развития.

Таким образом, многоаспектное критическое обобщение накопленного опыта организации PR-менеджмента на предприятиях, создание современного механизма повышения результативности управления предприятием, способного с помощью формирования ценностных и практических установок, совокупности убеждений становится необходимым, чтобы вызвать заинтересованность и ответственность работников, лояльность потребителей, а также доверие всех других контактных аудиторий предприятия.