Международная инфраструктура

Международная инфраструктура – совокупность структурных элементов национальных хозяйств и мировых институтов, обеспечивающих реализацию, функционирование и развитие форм международного сотрудничества. Процесс углубления международного разделения труда способствует развитию и совершенствованию элементов мировой инфраструктуры, которые являются необходимым условием эффективного функционирования различных форм экономического сотрудничества на интернациональном уровне.

Классификация элементов международной инфраструктуры осуществляют по двум основным признакам:

  • по роли, которую они выполняют, способствуя реализации форм международного сотрудничества;
  • по месту элементов интернациональной инфраструктуры в воспроизводственном процессе, в частности в производстве, обмене, а также реализации интересов потребителей.

По этому признаку длительное время различают производственную и социальную инфраструктуры на национальном уровне, что является основой разграничения международной инфраструктуры, поскольку во многих развитых странах мира именно в третичном секторе создается наибольшая доля национального богатства.

В зависимости от функций различают производственную, социальную, институциональную, информационную инфраструктуры на интернациональном уровне.

Производственная инфраструктура по масштабам и объему функций является наибольшей. Она охватывает элементы национальных экономик и международные производственные связи, обеспечивающие функционирование материального производства и создающие условия для движения товаров потребителям. К производственной инфраструктуре относят:

  • мировой транспорт, международную связь, складские помещения и т.д.;
  • инженерные сооружения и устройства, в т.ч. ирригационные системы;
  • международные инженерные коммуникации и мировые сети, среди них – линии электропередач, нефте- и газопроводы, теплотрассы, водопровод.

Среди элементов производственной инфраструктуры ведущее место занимает мировой транспорт. В современных условиях характерны прежде всего интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки характеризуются высокими качественными стандартами на всех участках пути движения товара.

В международной транспортной системе первое место занимает морской транспорт, который обслуживает 80% грузооборота мировой торговли. Определенные функции выполняет и внутренний водный транспорт, который охватывает внутренние водные пути.

Важную роль в обслуживании международных торговых операций играет и железнодорожный транспорт, который объединяет 42 основные страны мира железнодорожными путями протяженностью более 915 тыс. км.

Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из самых динамичных, поскольку они наиболее чутко реагируют на изменения общехозяйственной конъюнктуры. Примером этого может быть сокращение спроса в начале 90-х XX в. в США, а позднее в Японии, что сразу сказалось на автомобилестроении и связанных с ним отраслях. Практически 3/4 мирового парка грузовых автомобилей приходится на Европу и Северную Америку.

За последние 10 лет объем воздушных перевозок пассажиров возрос в два раза. До середины 90-х грузооборот на воздушном транспорте рос ежегодно на 10-12%.

Относительно новым элементом производственной инфраструктуры является трубопроводный транспорт. В целом длина магистральных нефтепроводов 27 стран, по статистике ООН, достигает 436 тыс. км. Крупнейшие нефтепроводы в конце 90-х гг. имели США и Россия.

Важным элементом международной инфраструктуры является социальная сфера. В конце XX в. в передовых странах мира на передний план вышли проблемы развития рабочей силы. Ведущие позиции в решении этих проблем для большинства населения удерживают США, где постоянно возрастает значение моральных ценностей. Развитие социальных структур – в то же время результат и условие высокой эффективности американской экономики. Весомую роль в таком развитии играют здравоохранение, образовательные услуги, организация досуга.

Наибольший вклад в международную торговлю услугами осуществляет туризм. Почти 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в качестве туристов. Различают три основные виды международного туризма рекреационный, научный и деловой. На долю первого приходится более 70% международных туристических поездок. В отдельных странах мира ВНП формируется преимущественно за счет иностранного туризма. Проблемы международного туризма решают 70 международных организаций.

Соответствующее место в международном обмене услугами занимает образование. Международные связи высшей школы дают возможность обмениваться опытом и информацией между преподавателями и научными сотрудниками, аспирантами и студентами, создавать интернациональные рабочие коллективы. Почти 100 международных организаций занимаются вопросами интернационализации деятельности высшей школы. По данным ЮНЕСКО, в начале 90-х за пределами своей страны обучалось примерно 1,5 млн. студентов, из них более 2/3 – из развивающихся стран. С туризмом связан и экспорт-импорт услуг по линии культуры и искусства.

Всестороннее переплетение национальных экономик требует создания международных институтов, которые осуществляли бы регулирование мирохозяйственных процессов. Совокупность таких элементов создает институциональную инфраструктуру.

Внешнеэкономические связи нуждаются в валютно-финансовых отношениях. Они регулируются международными финансовыми организациями, такими как МВФ и Всемирный банк. Элементы международной валютно-финансовой и кредитной инфраструктуры существенно влияют на развитие экономических процессов во всем мире. Их роль связана с расширением сферы денежного оборота, операций с недвижимостью, кредитным обслуживанием большого и малого бизнеса, централизацией банковского капитала и активизацией банковской деятельности.

Экспорт капитала – одна из важнейших особенностей деятельности развитых стран. К особенностям экспорта капитала принадлежат увеличение прямых инвестиций, преобразования промышленно развитых стран в валютную сферу приложения капитала, увеличение объемов инвестиций в эти страны, возрастающая роль новых индустриальных стран в экспорте капитала.

В самом общем виде информационную инфраструктуру можно разделить на следующие основные сферы: электронная связь, которая включает сферу передачи информации без изменения ее содержания и формы (телефонная, телексная, факсимильная и т.д.), и сферу передачи информации с предоставлением дополнительных услуг (электронная почта, коммутация протоколов и пакетов информации и др.). Новейшие информационные и телекоммуникационные технологии стали определяющим фактором роста эффективности и конкурентоспособности, банковских операций, страхования, деловых услуг, разработки программного обеспечения, авиаперевозок и туризма. Информационные технологии в сочетании с дальней связью обусловили возникновение новых услуг (услуги телематики), роль которых в организации регулирования услуг, расширении возможностей их предоставления постоянно растет. Такая технология дает возможность развивать не только традиционные, но и новые услуги, а также расширять торговлю ими.