Концепции мировой торговли

Концепции мировой торговли – это совокупность идей, взглядов, положений относительно развития мировой торговли, ее преимуществ, принципов организации на разных этапах эволюции капиталистического способа производства.

Попытку определить значение внешней торговли, сформулировать ее цели впервые предприняли меркантилисты (XV-XVIII ст.). Исходя из тезиса об определяющей роли сферы обращения, положенного в основу их взглядов, богатство страны – это владение ценностями, прежде всего, в виде золота и драгоценных металлов. Поэтому Монкретьєн считал, что приумножение золотых запасов – это важнейшая задача государства, а задача внешней торговли состоит, прежде всего, в обеспечении получения золота. Этого достигают превышением экспортом товаров над их импортом, т.е. активным торговым балансом. Таким образом, предполагалось вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю, установление жесткого контроля за этой сферой. Торговая политика была ориентирована на поощрение вывоза и ограничение ввоза товаров вследствие установления таможенных пошлин на иностранные товары. Такой протекционизм усложнял международную торговлю, создавая преимущества для отдельных стран, особенно метрополий.

В своих экономических взглядах классики английской политэкономии А. Смит, Д. Рикардо и Дж. Милль исходили из приоритетного значения производства, которое создает богатство народов, обеспечивая им приобретение доступных товаров и услуг. Они считали, что благоприятные условия осуществления производства определяются природными факторами, преимущества в которых и побуждают стимулы к определенному производству, в т.ч. вывозу товаров за границу.

Принцип свободы торговли дает возможность стране, по Смиту, сосредоточить свои усилия на производстве продуктов, которые она может производить лучше и дешевле. При этом такие преимущества определяются разницей в абсолютных затратах на производство в каждой из стран. Отказ от производства товаров, по которым страна не имеет абсолютных преимуществ, и концентрация на продукции, которая имеет такие преимущества, способствуют росту общих объемов производства, расширению обмена результатами труда. Положения Смита реализуются при условии учета не только природных, но и приобретенных преимуществ, связанных с использованием, например, новых технологий.

Д. Рикардо заложил теоретическую базу большинства последующих концепций международной торговли, сформулировав идею сравнительных преимуществ, которые, как и у Смита, определяются разницей в расходах, но не в абсолютной, а в относительной их величине. Другими словами, каждая страна должна производить и вывозить товары с относительно меньшими затратами, хотя они могут быть и выше, чем в другой стране. Используя больший разрыв в расходах, стороны могут получить необходимое преимущество. Эти подходы классиков полностью соответствуют принципу свободы торговли, хотя и не предусматривают ограниченного временного и выборочного государственного вмешательства для содействия этой свободе.

Теория сравнительных преимуществ – идеальная схема, которая требует значительных поправок с учетом занятости, опасностей чрезмерной специализации, многостороннего характера внешних связей, транспортных и других расходов, степени мобильности ресурсов. На самом деле нельзя ограничиться только показателями экономического выигрыша, что также сужает принцип свободы торговли.

В 30-х гг. XX в. шведские ученые Е. Хекшер и Б. Олин развили теорию Д. Рикардо, обосновав необходимость определения сравнительных преимуществ во внешней торговле, исходя из оценки факторов производства, их соотношения и взаимосвязи. Согласно Хекшеру и Улину, сравнительная оценка факторов предопределяет три существенных обстоятельства:

1) у стран-участниц международного обмена существует тенденция к вывозу товаров и услуг, для изготовления которых задействованы преимущественно факторы производства, которые есть в избытке, и, наоборот, ввоз продукции, для производства которой не хватает определенных факторов;

2) развитие международной торговли способствует выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, который получает собственник этого фактора;

3) существует возможность достаточной международной мобильности факторов производства, замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами, которому должна способствовать свобода торговли.

Эта доктрина обуславливает и некоторые особенности действия факторов производства. Прежде всего, она исходит из одинаковой структуры потребления в странах-партнерах, совпадения склонностей и предпочтений их населения. Производители также находятся в примерно одинаковых условиях, имеют одинаковые производственные возможности, что обуславливает неизменность экспортно-импортных тарифов, транспортных и других расходов. Исходным тезисом также является постепенное уменьшение показателей предельной полезности каждого из дополнительных факторов производства. Различия в соотношениях и структуре цен, обусловливающих международное разделение труда и внешнюю торговлю, прежде всего, определяют различия в обеспеченности отдельных регионов такими факторами производства, как земля, климатические и вообще природные условия, количество и качество труда и капитала, влияние социальных институтов. Таким образом, допускается, что при наличии у двух стран в равной мере как абсолютно, так и относительно всех видов и факторов производства различия в системе цен могут сделать обмен товарами между странами возможным и выгодным. В зависимости от соотношения спроса и предложения в «законе Хекшера-Олина» сформулирован тезис о факторах равновесия цен, обеспечивающих общее экономическое равновесие. Однако в международных масштабах пока что может быть достигнуто лишь частичное выравнивание в факторах производства ввиду недостаточной интернациональной мобильности основных факторов даже при наличии свободы торговли. В то же время либерализация торговли, в т.ч. в масштабах нескольких стран, повлияет на развитие однородных производств, региональную торговлю, приведет к сдвигам в заработной плате и других видах доходов.

В соответствии с теорией Олина, между странами с самой разнообразной структурой хозяйства (из-за неодинаковой обеспеченности факторами производства) торговля особенно эффективна и достигает максимальных объемов. Этим странам следует только всячески использовать относительно избыточные факторы. В условиях свободной торговли их цены выравниваются. Масштабная внешняя торговля повлияет на выравнивание заработной платы, процентных ставок, ренты. Отличия в обеспеченности факторами стимулируют международные инвестиции. Создаются предпосылки взаимозаменяемости этих инвестиций и внешней торговли.

Развитие международной торговли, по мнению авторов концепции, эффективно, когда стимулирует отдельные страны и регионы отказаться от производства однородных товаров и усиливает межотраслевую специализацию производства в выпуске и экспорте готовых изделий.

Одной из общих проблем теорий внешней торговли является сочетание интересов национальной экономики и интересов фирм, которые принимают участие в международном товарообороте, что связано с решением вопроса, как отдельные фирмы стран получают конкурентные преимущества в мировой торговли определенными товарами, в конкретных отраслях.

Американский ученый-экономист М. Портер на основе изучения практики компаний десяти ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, выдвинул концепцию международной конкурентоспособности наций. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется влиянием и взаимосвязью четырех основных компонентов – «ромбом Майкла Портера»: факторных условий; условий спроса; состоянием обслуживающих и близких отраслей; стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации. Портер – сторонник классической теории факторов (первый компонент), которые он не ограничивает выходными, вводя новые, в т.ч. те, что появляются в процессе производства (повышение производительности труда в условиях нехватки трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий из-за ограниченности земли, природных богатств). Второй компонент – спрос, который играет определяющую роль для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка имеет определяющее влияние на ситуацию в фирме. Важно определить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические традиции и обычаи), которые влияют на выход фирмы за пределы страны. Подход Портера предусматривает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний. Третий компонент – состояние и уровень развития обслуживающих и смежных отраслей и производств, обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами. Четвертый компонент – стратегия фирмы и собственно конкурентная ситуация. Важными предпосылками успешного вхождения в международную торговлю является избранная фирмой рыночная стратегия и организационная структура, которая предусматривает необходимую гибкость. Серьезный стимул – достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование с помощью государственной поддержки – отрицательное решение, которое приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Теоретические положения Портера были положено в основу выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности товаров, которые экспортировали США, а также в Австралии, Новой Зеландии в 90-х гг. XX века.

01.01.1995 года начала работу Всемирная торговая организация (ВТО) – результат Уругвайского раунда переговоров участников международной торговли, который длился почти десятилетия. В ВТО в конце 90-х гг. было 128 стран, в т.ч. развивающиеся страны. Создание ВТО означает революцию в мировой экономике: международная торговля превратилась в организованную систему; развивающиеся страны, впервые взяли на себя обязательства осуществлять определенную экономическую политику. Дисциплина ВТО поощряет их к развитию экспорта, но запрещает его искусственное государственное стимулирование. Цель ВТО – преодоление кризиса мировой экономики, порожденной десятилетиями социалистических экспериментов в развивающихся странах, финансируемых западными банками. В официальных документах ВТО эта организация – законодательная институциональная основа международной торговой системы. ВТО предлагает странам мира своеобразные контракты, в которых указано, какие национальные внешнеторговые законы они обязаны принимать и как их выполнять. ВТО является центром, где отдельные страны вступают друг с другом в торговые споры и ведут переговоры; именно здесь происходит суд по всем внешнеторговым вопросам. Революция в мировой торговле заключается не только в появлении организации, которая диктует правила торговли, а прежде всего в том, что все ее участники впервые добровольно согласились взять на себя строго оговоренные обязанности в обмен на так же строго оговоренные правила. По мнению официальных лиц, ВТО – это не институт свободной торговли, как его часто характеризуют, хотя бы потому, что она, как и ранее, позволяет применение импортной пошлины и в отдельных случаях даже некоторых форм защиты внутреннего рынка. Корректнее сказать, что ВТО – это система правил открытой, честной и свободной от постороннего вмешательства конкуренции. В частности, все участники международной торговли обязаны неукоснительно придерживаться принципов «самой благоприятной нации» и «национального режима». Принцип «самой благоприятной нации» предусматривает, что преимущество не может быть предоставлено любым партнерам в доступе на внутренний рынок страны (например, посредством установления на их товары пониженной пошлины), поскольку любое снижение пошлины этой страной автоматически распространяется на всех ее торговых партнеров. Согласно принципу «национального режима», импортные товары, ввозимые в страну, не должны дискриминироваться по сравнению с такими же товарами местного производства. ВТО не только впервые делает эти принципы обязательными для торговли товарами, но и распространяет их на торговлю услугами, а также защиту интеллектуальной собственности. С созданием ВТО впервые официально запрещено использование демпинга и государственного субсидирования экспорта в качестве двух главных форм недобросовестной конкуренции во внешней торговле. Важным нововведением в системе торговых отношений стран признается принцип «все или ничего». Участники ВТО обязаны подписать все многосторонние торговые соглашения, которые существуют на данный момент. Открытая и честная конкуренция на основе признанных всеми странами правил внешней торговли, по мнению представителей неоклассического направления, соответствует здравому коммерческому смыслу. Любая страна, даже самая бедная, имеет определенные ресурсы и может воспользоваться своими сравнительными преимуществами во внешней торговле. Активный экспорт увеличивает доходы фирм, которые работают хорошо, предлагая лучшие товары по самым дешевым ценам. Отказ от протекционизма дает возможность фирмам всех стран свободно менять свою специализацию и вести поиск новых сфер прибыльной деятельности. Наоборот, протекционизм и государственные субсидии обусловливают появление неэффективных фирм, которые продают потребителям устаревшие, непривлекательные товары. В конечном итоге это приводит к сокращению производства и потере рабочих мест.

ВТО призвана предотвратить «сползание мира к протекционизму». Такое сугубо неоклассическое и довольно примитивное обоснование необходимости ВТО отрицают многие исследователи (А. Винтерс, Д. Родрик и др.). Они считают, что США и другие ведущие индустриальные страны, создавая ВТО, не имели намерения отказываться от протекционистской политики и даже сами переговоры Уругвайского раунда были начаты ими в протекционистских целях. По мнению английского экономиста А. Винтерса, сама идея переговоров возникла в 1982 г. из-за промышленного спада в ведущих индустриальных странах. США считали, что в период переговоров можно вводить новые протекционистские барьеры, не опасаясь возмущения других стран. Япония надеялась, что переговоры отвлекут США от требований открыть японские рынки для американских товаров, а ЕС – от требований сократить японский экспорт на европейские рынки. Отнесение к сфере деятельности ВТО вопросов, которые ранее не считались внешнеторговыми (иностранные инвестиции, защита интеллектуальной собственности), – Винтерс также объясняет американским протекционизмом, отмечая, что целью США было отвлечь внимание от многочисленных нарушений ими соглашений ГАТТ относительно традиционных отраслей, в которых американские производители уже не имели конкурентных преимуществ и где вводились многочисленные протекционистские барьеры. Винтерс высказывает мнение, что сами индустриальные страны не в восторге от ВТО. Так, отмечается, что в США, как и ранее, существует влиятельная коалиция критиков ВТО, по мнению которых эта организация первая, где США не будут иметь ни права вето, ни количества голосов, соответствующей американской экономической мощи, то есть ВТО невыгодно отличается от Совета безопасности ООН, МВФ, Всемирного банка и даже ГАТТ. Он считает, что США и другие индустриальные страны найдут способ проводить протекционистскую политику и в рамках ВТО. Такая точка зрения не лишена определенных преувеличений.

Родрик признает, что злоупотребление крупных индустриальных стран своими возможностями в ВТО подорвет доверие к новой торговой системе, в создании которой индустриальные страны приняли активное участие. Однако трудно отрицать, что протекционизм в мире умер и создание ВТО нельзя объяснить лишь тем, что все страны вдруг поверили в преимущества честной и открытой внешнеторговой конкуренции.

ВТО появилась в результате мирового долгового кризиса. Положение в мировой экономике в конце 90-х гг. XX в. было чрезвычайным, и для ее спасения необходима была специальная международная организация – ВТО. Американский экономист X. Леман выделяет три этапа долгового кризиса. Первый – 70-е – начало 80-х гг. – западные коммерческие банки, стремясь расширить свои операции, предоставляли значительные кредиты развивающимся странам, которые в этот период восхищались «социалистическими экспериментами» по огосударствлению экономики и форсированным созданием промышленности. Они надеялись, что смогут выплатить задолженность после полного огосударствления внутренней финансовой системы и переориентации экспорта с сырьевого на капиталоемкий и даже наукоемкий. В начале 80-х гг. появились очевидные признаки мирового долгового кризиса развивающихся стран. Созданная в них крупная промышленность оказалась совершенно неэффективной, большинство из них не могли оплатить даже проценты за долги. Однако западные кредиторы считали это лишь временными финансовыми трудностями, поэтому продолжали предоставлять кредиты, которые фактически использовались на уплату процентов за долги. В 1982 г. Мексика ввела мораторий на уплату процентов за долги, и стало очевидно, что долговой кризис в развивающихся странах, глубже, чем считалось ранее. Второй этап долговой мирового кризиса – середина 80-х гг. Коммерческие банки, убедившись в слабых экономических перспективах развивающихся стран, не поддержали выдвинутый в 1985 г. «план Бейкера» (назван именем министра финансов США Джеймса Бейкера), который предусматривал ускорение рыночных реформ в странах, которые имели наибольшую задолженность (латиноамериканских и африканских), при содействии МВФ и расширении коммерческими банками их кредитования (20 млрд. долл. за три года). Ожидая массовый отказ развивающихся стран от уплаты долгов, коммерческие банки предприняли чрезвычайные меры, чтобы обезопасить себя от банкротства: небольшие банки начали избавляться от долговых обязательств этих стран, продавая их со скидкой (до конца 1987 – всего за 47% их номинальной стоимости). Крупные банки срочно создавали специальные резервы на случай отказа развивающихся стран от уплаты долгов (по 1987 только американские банки зарезервировали 19 млрд. долл.). Такая стратегия привела к двояким последствиям. С одной стороны, сами кредиторы оказались в кризисе, поскольку крупные коммерческие банки фактически лишили себя возможности осуществлять нормальную кредитную деятельность – значительные ресурсы отвлекали резервы. С другой – небольшие банки вышли из игры, лишившись долговых обязательств развивающихся стран, в результате чего сообщество кредиторов оказалось сильнее и сплоченнее. Это требовало изменения стратегии, которая дала бы им возможность преодолеть собственный кризис. Изменение стратегии произошло на третьем этапе развития долгового мирового кризиса в конце 80-х XX века. Поскольку огромные средства западных банков были фактически заморожены (находились в долговых обязательствах развивающихся стран, или в резервных фондах), речь шла о крахе всей мировой кредитной системы. Выход – снова «поверить» в то, что долги развивающихся стран не безнадежны, и им удастся восстановить свою платежеспособность (массового отказа этих стран от долгов не произошло). Существенная особенность этого этапа – восстановление кредитования (прежде всего, через МВФ и Всемирный банк). Кредиторы также признали возможным частично списать долги, предоставленные этим странам, чтобы уменьшение долгового бремени стимулировало реформы, иначе развивающиеся страны, все имеющиеся финансовые средства будут направлять на выплату долга. Важную роль в этом изменении подходов сыграло то, что среди кредиторов остались практически только крупные банки, для которых, учитывая огромный объем долговых обязательств слаборазвитых стран, списание 10-20% этой задолженности не было значительной потерей. Наиболее заметное событие этого этапа – разработка в 1989 г. «плана Брейди» (имя тогдашнего министра финансов США М. Брейди), согласно которому восстанавливалась роль МВФ как посредника в кредитовании развивающихся стран; предполагалось использование средств МВФ и Всемирного банка для уменьшения задолженности этих стран и стимулирования коммерческих банков к списанию части долга. Международные финансовые организации поддержали этот план. Всемирный банк, в частности, создал специальный фонд в 100 млн. долл., который беднейшие страны могут использовать для выкупа у банков части своих обязательств. По мнению Лемана, новая стратегия имела определенные шансы на успех. Хотя надежды на быстрый экономический рост в кризисных странах и возвращения им репутации надежных заемщиков могут не оправдаться, однако крах мировой кредитной системы в ближайшее время не состоится. Кредиторы проявили способность приспосабливаться к кризису, и их позиции прочнее, поскольку они объединены теснее, чем должники. Следует учитывать и то, что среди кредиторов – только очень богатые банки и влиятельные финансовые организации, которые могут себе позволить ждать. Должники в новых условиях также готовы идти навстречу кредиторам. Однако в любом случае необходимо принимать экстренные меры для восстановления платежеспособности развивающихся стран. Есть все основания утверждать, что эти страны, а также так называемые постсоциалистические государства, которые находятся в не менее тяжелом долговом кризисе, начиная с 80-х гг., являются такой же проблемой для мировой экономики, как после Второй мировой войны страны Европы. В то время США были заинтересованы в восстановлении экономик западноевропейских стран; на современном этапе кредиторам высокоразвитых индустриальных стран не остается ничего другого, как заботиться об экономике стран-должников, чтобы не допустить краха международной финансовой системы. Проблема, однако, не только в неплатежеспособности развивающихся стран, а гораздо глубже – долговой кризис является свидетельством неэффективности экономической политики, общего экономического упадка развивающихся стран. Существует опасность, что они не смогут нормально развивать экспорт, перестанут быть рынком для сбыта товаров из высокоразвитых индустриальных стран и объектом прибыльного вложения западного капитала. Таким образом, высокоразвитые страны вынуждены делать все, чтобы этого не допустить.

Требования свободной мировой торговли как распределительного механизма интернациональных экономических отношений рыночной экономики будут более действенными, если одновременно будут создаваться условия для устранения значительных социальных пробелов внутри общества и между ними, а также будет действовать стандарт окружающей среды. Учитывая это, интернациональный всемирный торговый порядок с его рыночной и конкурентной структурой должен совершенствоваться в направлении экологических ограничений и координационного механизма «аллокации ресурсов». Новые потребности и требования экономико-социального и экологического развития в мире должны быть одинаково справедливы по правилам настоящего порядка, иначе не избежать причинения вреда достигнутому прогрессу. По замыслу, ВТО – структура для экспорта промышленности из развитых стран в развивающиеся страны, с последующим обратным импортом продукции в развитые страны. Но этот обмен не способствовал улучшению благосостояния большинства населения развивающихся стран. Правящие круги этих стран, которые получают кредиты для развития промышленности, мало обеспокоены тем, что реформы не повышают эффективности экономики, полученные средства они использовали для того, чтобы удержаться при власти, а также для улучшения собственного положения, а весь груз «реформ» лег на беднейшие слои населения.