Все ли обязанности можно делегировать?

В теории управления есть общепризнанное «золотое правило», суть которого в следующем: важнейшим качеством руководителя является способность получать желаемые результаты посредством использования своих подчиненных. Чем чаще использует руководитель этот метод, тем более оптимальным будет результат и эффективнее организация в целом.

Следует помнить, что управленческая ответственность не делегируется. За руководителями при делегировании в любом случае остается управленческая ответственность, которая не может быть делегирована (в частности, финансовая ответственность). Подчиненный же несет ответственность перед своим руководителем.

Метод делегирования полномочий, с одной стороны, нейтрализует негативные последствия необходимости подчиняться, а с другой стороны, зависимость руководителя от работника, вынужденного отвечать за качество, объемы и сроки выполнения работ.

Психологически необходимость подчиняться компенсируется, во-первых, доверием к работнику, во-вторых, договоренностью о границах ответственности, в-третьих, возможностью говорить о своих личных позициях, в-четвертых, требованием обеспечения со стороны руководителя необходимой помощи в различных ситуациях.

Решение является управленческим только в том случае, когда оно основано на компенсаторськой «обратной связи» с исполнителями.

Чтобы активизировать активность подчиненных, каждая должность должна характеризоваться следующими параметрами:

  1. Задачи, связанные с этой должностью.
  2. Полномочия, которыми обладает работающий в этой должности.
  3. Ответственность, связанная с установлением задач и соответствующими полномочиями.

Таким образом, делегируемый диапазон задач определяется не на основе численности и способностей работников, а исходя из занимаемой должности.