Мотивация: методы и формы мотивации

Методы мотивации можно разделить на следующие группы:

  • экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;
  • экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
  • неденежные – повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

Основными формами мотивации работников предприятия являются:

  • Заработная плата как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
  • Система внутрифирменных льгот работникам: премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
  • Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
  • Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
  • Моральное поощрение работников.
  • Повышение квалификации и продвижение работников по службе.