Какие существуют типы реакций на изменения в организации?

В чем состоит необходимость изменения заданий в управлении предприятием?

Условия функционирования предприятий и организаций существенно отличаются друг от друга. Причем эти изменения ощущаются как на макро- так микроэкономическом уровне. Так, предприятия в условиях центрально-плановой экономики резко отличаются от аналогичных, но ориентированных на рынок, предприятий. Эти предприятия отличаются по отдельным характеристикам, по «поведению» на внешнем рынке и др. Для предприятий с рыночной ориентацией становятся недопустимыми методы жесткого администрирования, традиционного планирования на основе экстраполяционных моделей и анализа внутренних возможностей предприятия. Эти изменения обусловлены эволюцией развития стратегического менеджмента.

В 1970-х годах активное практическое применение нашли матрицы портфельного планирования. В принятии управленческих решений все чаще использовались такие инструменты, как дисконтированный анализ денежных потоков, линейное программирование, эконометрическое прогнозирование и т.д. Функционирование предприятий в этот период характеризуется нарастающей макроэкономической нестабильностью и усилением международного соперничества на рынках, а интерес менеджеров смещается о диверсификации и планирования новых мощностей и продуктов в сторону обеспечения конкурентоспособности.

В начале 1980-х годов основной фокус стратегического менеджмента концентрировался на анализе внешней среды и в частности конкурентной структуры отрасли. Конец 1980-х и 1990-е годы ознаменованы смещением интереса к анализу источников конкурентных преимуществ и динамических аспектов стратегии.

Все больше внимания уделяется анализу внутрифирменных процессов, обеспечению постоянных инноваций и улучшений, созданию и поддержанию уникального «ресурсного набора».

Адаптация предприятий к изменениям внешней среды предопределила необходимость изменения заданий управления производством. В настоящее время существует ряд «концепций предприятия»: ресурсная, поведенческая, информационная, конкурентная и т.д. Все большее распространение получает концепция предприятия как «открытой системы».

Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов: 1) принятие или непринятие изменения; 2) открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению.

Руководство организации на основе бесед, интервью анкетирования и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организации займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех оставшихся положений. Особую актуальность такого рода прогнозы имеют в больших организациях и в организациях, существовавших без изменений довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление изменению может быть довольно сильным и широко распространенным.

Уменьшению сопротивления изменениям принадлежит ключевая роль в осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет вскрыть тех отдельных членов организации или же те группы в организации, которые будут оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того, чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.