Новое управленческое мышление

В рамках нового управленческого мышления, новой философии управления главным фактором эффективности любой фирмы становится качество управления на всех уровнях.

В России переход к эффективному управлению на научных принципах не только необходим и возможен, но и становится главным средством осуществления экономических реформ.

Концепции и принципы развития науки и практики менеджмента и главные направления нового управленческого мышления должны иметь следующие ориентации.

1. Необходимость реформирования социальной подсистемы в направлении реализации главного его принципа «Кадры решают все».

Новое управленческое мышление связано с осознанием необходимости включения человеческого фактора в систему управления, опоры на развитие творческих способностей работников и самореализации их личности.

Надежность управления определяется тремя факторами: людьми, материалами и капиталом. Влияние этих трех факторов на быстрые темпы роста экономики любой страны велико потому, что они составляют основные ресурсы управления.

Весьма важным, хотя и не замеченным до недавнего времени фактором эффективности, является замена физического труда, квалифицированного и неквалифицированного знанием. В результате решающее влияние на продуктивность оказывают уже не рабочие, а «работники знания» – менеджеры, техники, специалисты.

Базовый фактор в развитии современной экономики – норма «накопления мозгов», темпы, которыми страна производит людей, обладающих образованием, воображением, теоретическими знаниями и аналитическим мастерством. Страна, в которой не созданы условия для развития этого базового фактора, неизбежно сталкивается с «утечкой мозгов» и замедленным развитием экономики.

В 90-х годах в теории управления организациями происходит изменение исходной концептуальной модели управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации.

На смену теории, рассматривающей персонал как издержки, которые надо сокращать, появилась теория управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства.

Разработанная и теоретически обоснованная концепция человеческих ресурсов основана на признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с набором персонала, обучением, развитием и повышением его потенциала.

Отличительными особенностями концепции человеческих ресурсов являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в производстве, внутрифирменное управление и перестройка всей системы работы с кадрами.

2. Реинжиниринг, т. е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации хозяйственной деятельности и управления.

Начинать надо, как и в любом деле, с постановки целей, то есть со стратегического моделирования. Это то же самое, что и стратегическое планирование (выработка целей и путей их достижения с помощью различных техник: SWOT-анализа, дерева целей, маркетингового анализа), – новшество содержится лишь в заключительной процедуре. Бизнес-инжиниринг требует, чтобы результаты вашего планирования были занесены в стандартные взаимосвязанные учетные регистры или блоки.

На втором этапе моделируют организационную структуру, необходимую для осуществления поставленных целей, то есть проецируют стратегию на функции и организованные звенья фирмы. Это делается путем прописывания соответствующих взаимосвязей. В выявлении взаимосвязей и есть сильная сторона интегрированного решения: теперь любые изменения в целях бизнеса будут автоматически приводить к определенным изменениям в организации.

Для современной экономики России характерно созидание и развитие предприятий различных форм собственности. Это обстоятельство предполагает необходимость коренной перестройки организационных структур и интеграционных процессов в рамках хозяйствующего субъекта.

Обращает на себя внимание четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся структур, расширению использования кооперации между организациями, дальнейшему развитию программно-целевого управления. На высшем уровне сосредотачиваются функции интеграции деятельности фирмы и разработка общих стратегий, связи с внешними организациями и оценка предложений пиленых уровней. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.

Переход от структурного моделирования к процессному (третий этап) позволяет выстроить несвязанные функции в набор последовательных действий (работ), направленных на достижение конкретной цели.

В рамках нового управленческого мышления необходим программно-целевой подход к формированию структуры производственных подразделений, внутрифирменному планированию производства с ориентацией на минимизацию времени переналадок оборудования. Такая форма специализации ориентирует каждый коллектив производственной системы на выпуск конечной продукции, а не на объем работ по группам оборудования. Подобный подход обеспечивает повышение производительности труда, способствует снижению себестоимости производства, повышению качества продукции, уменьшению незавершенного производства, сокращению длительности производственного цикла, повышению фондоотдачи.

На заключительном этапе от качественного описания бизнес-процессов переходят к количественному. Процессная модель обеспечивается с помощью операционных бюджетов (проще говоря, составляются сметы всех работ), которые затем сводятся в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и бюджете по балансовому листу. Это и есть финансовая модель бизнеса: его цели, сформулированные на первом этапе, отражаются в соответствующих статьях бюджета.

Таким образом, результат обеспечивается строгой последовательностью действий от этапа к этапу. Причем конечные блоки предыдущего этапа становятся входными для следующего. Добросовестно выстроенная финансовая модель бизнеса – это хорошая основа для того, чтобы усовершенствовать его стратегию.

Ноу-хау бизнес-инжинирига – детальное и формализованное описание элементов управления бизнесом. А это стало возможным благодаря тому, что появились стандарты описания тех звеньев управления, которые не поддаются количественному измерению (например, структура и бизнес-процессы). В результате удалось задействовать компьютерные технологии, и это обеспечило настоящий прорыв, новое качество поддержки принятия управленческих решений.

3. Создание внутренних рынков корпорации. Речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность компаний. Такие преобразования должны охватывать все подразделения.

С этой целью в рамках предприятий созданы автономные подразделения, полностью работающие на хозрасчете. Эти подразделения несут всю полноту ответственности за свою производственную деятельность. Каждое подразделение финансирует свою работу, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения как с внутренними подразделениями фирмы, так и с внешними организациями. В центральном же органе управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями.

4. Интеграция процессов управления, т. е. интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), что приводит к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.

5. Развитие и поддержка малых предприятий. Они могут создаваться на основе любых форм собственности как отдельными гражданами, так и различными структурами (предприятиями, организациями, государственными органами). Особое значение создание малых предприятий приобретает при разукрупнении сложившихся высокомонополизированных фирм, что приводит к преодолению доминирующей роли хозяйственных субъектов.

Кроме того, малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики, снизить безработицу, расширить конкуренцию и оперативно реагировать на изменения потребностей рынка.

6. Новые измерители эффективности управления. В качестве целевых показателей организационных преобразований следует применять такие общие характеристики деятельности фирмы, как финансовые результаты, например, достижение финансовой стабильности или обеспечение финансового роста. При этом под финансовой стабильностью фирмы понимается ее способность своевременно и в полном объеме решать следующие задачи:

выполнять свои обязанности по платежам;

обеспечивать финансовыми ресурсами свои производственно-хозяйственные потребности;

создавать финансовый резерв на случай изменения требований со стороны внешней среды или покрытия непредвиденных убытков.

Применение финансовых результатов в качестве цели организационных преобразований полностью согласуется с пониманием фирмы как коммерческого предприятия, целью которого является получение прибыли (дохода).

Однако следует иметь в виду, что во многих случаях нефинансовые измерители лучше свидетельствуют о достижениях организаций, перспективной эффективности управленческих моделей. Такими качественными критериями оценки выступают интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, полнота и комплексность технологий.

7. Разделение права собственности и функций управления. Раньше право собственности было монопольным и принадлежало исключительно государству. В настоящее время государственный сектор собственности составляет примерно 10%. Это обстоятельство и привело к появлению новой функции – управление собственностью.

Соотношение категорий собственности и организации управления, их взаимосвязь и взаимопонимание могут иметь один из двух вариантов:

право собственника и функции руководителя сочетаются в одном лице (сфера торговли, услуг);

собственник, владея контрольным пакетом акций, не имея необходимой компетенции и опыта, нанимает профессионального руководителя.

8. Утверждение контрактных отношений во всех формах собственности. Это расширяет сферу действия конкурентных сил с соответствующим воздействием на эффективность.

Низкая эффективность госсектора является одной из важнейших причин современного кризиса государственных финансов как в России, так и во многих странах Запада.

Наибольшие возможности для развития конкуренции в госсекторе открываются в сфере его взаимодействия с рыночными структурами посредством контрактных отношении, рыночного тестирования. Развитие контрактных отношений сопровождается усилением роли конкурентного отбора предложений. Победителем выходит конкурсант, предложивший наиболее выгодные для заказчика контракта.

Необходим и новый социальный контракт, охватывающий систему социальной защиты работающих.

9. Усиление регулирующей роли государства – важнейшее направление в решении проблем рыночной экономики. Как показывает конкретный опыт развитых индустриальных стран, своим высоким благосостоянием они обязаны не только «невидимой руке» рынка, по Адаму Смиту, но и. возможно, в большей мере «невидимой руке» государства. Функции государства распространяются практически на все сферы социально-экономической жизни. Оно устанавливает нормы и правила экономических отношений, а при необходимости непосредственно вмешивается в них. Современные неудачи в реформировании экономики России обусловлены прежде всего неудовлетворительным государственным управлением.

Регулирующая роль государства по отношению к организации проявляется, во-первых, в создании благоприятной сферы для функционирования предприятий и, во-вторых, в стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.

10. Управление изменениями – ключ к будущему. Единственной константой в современном бизнесе является изменение. Оно проникает в каждую область, делая устаревшими не только продукцию и предприятия, но также и людей. Изменения происходят в беспрецедентном, иногда нервирующем темпе. Будущее за теми компаниями и людьми, которые могут управлять изменениями, – могут быстро к ним приспосабливаться, быстро на них отвечать, предвидеть их и предчувствовать и. таким образом, могут заранее запланировать, как извлечь из них выгоду.