Диверсификация: сущность и основные черты

Диверсификация (лат. divesus – разный, удаленный и facere – делать) – расширение номенклатуры продукции, которую производят отдельные фирмы и объединения.

Диверсификация существует в двух основных формах:

  • расширение ассортимента товаров, организация выпуска новых видов продукции в пределах «своей» отрасли, то есть увеличение числа модификаций определенного вида товара, которые удовлетворяют спрос отдельных групп потребителей. Происходит чаще всего на рынках, где существует сильная конкуренция. Возможна также кажущаяся диверсификация продукта, когда при неизменном качестве меняют только упаковку или дизайн и предлагают продукт по более высокой цене;
  • выход за рамки основного бизнеса, проникновение в новые отрасли и сферы хозяйства. Может осуществляться как посредством создания новых предприятий, так и путем скупки фирм или слияния с ними. Вследствие этого происходит переход от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству, крупные фирмы и компании постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы.

Так, в начале 90-х среди 500 крупнейших корпораций США 90% существовали в форме многоотраслевых концернов, подавляющее большинство которых имело в своем составе в среднем предприятия 11-ти отраслей, а мощнейшие – 30-50 отраслей.

Диверсификация – сравнительно новое явление, быстро распространившееся на Западе с середины 50-х годов XX в. Диверсификация призвана к жизни НТР, необходимостью приспособления бизнеса к быстрым структурным изменениям, усилением конкурентной борьбы. Диверсификация также является инструментом использования преимуществ комбинирования, проникновения в новые прибыльные отрасли, стабилизации бизнеса (действует по принципу «не класть все яйца в одну корзину»). Диверсификация позволяет компенсировать спад продаж на рынке одних товаров его ростом на других. Благодаря этому диверсифицированные предприятия более устойчивы и конкурентоспособны, чем узкоспециализированные. Они имеют возможность переливать капитал в самые прибыльные отрасли.

Диверсификация может рассматриваться как организационно-экономический фактор повышения эффективности производства. Одним из результатов диверсификации является появление диверсифицированных концернов и конгломератов, объединяющих предприятия многих отраслей экономики, которые не связаны между собой технологической цепью. Эти предприятия действуют как самостоятельные, они только финансово зависят от штаб-квартиры конгломерата.

Диверсификация стимулируется существующим антимонопольным законодательством, которое ограничивает горизонтальную экспансию компаний, что грозит монополизацией отрасли, и снисходительно относится к вертикальной экспансии, основанной на диверсификации деятельности. Ее следствием является многоотраслевая компания, доля которой на отдельном рынке не достигает критических значений, то есть не создает монопольного положения.

Диверсификация в экономике бывшего СССР происходила искаженно, что характерно для командно-административной экономики в целом. Министерско-отраслевая организация производства создавала искусственные барьеры на пути экономически обоснованной межотраслевой диверсификации и в то же время предоставляла возможности для искусственной диверсификации, когда предприятия, объединения «обрастали» вспомогательными заведениями.