Наличие актуальной версии отчета (2022-2024 гг.) можно проверить в сообществе

В чем состоит сущность понятия «стратегический менеджмент»?

Процесс развития предприятия не должен пониматься как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом исходя из требований и тенденций изменения среды. Это потребует четкого представления возможностей предприятия, умения правильного определения и выбора направлений развития, обоснования перспективных целей и способов их достижения и многое другое, что составляет сущность стратегического менеджмента, с помощью которого обеспечивается в целом поступательное развитие предприятия.

В общем виде стратегический менеджмент представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Стратегический менеджмент – область деятельности высшего руководства предприятия, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает предприятию конкурентные преимущества.

Как возникло понятие «стратегический менеджмент»?

Термин «стратегический менеджмент» был введен в научный оборот на стыке 60-70-х гг. Бытует мнение, что стратегическое управление было призвано отразить отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость такого выделения была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому менеджменту от оперативного менеджмента, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызовы внешней среды.

Процесс развития предприятия не должен пониматься как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом исходя из требований и тенденций изменения среды. Это потребует четкого представления возможностей предприятия, умения правильного определения и выбора направлений развития, обоснования перспективных целей и способов их достижения и многое другое, что составляет сущность стратегического менеджмента, с помощью которого обеспечивается в целом поступательное развитие предприятия.

В общем виде стратегический менеджмент представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Стратегический менеджмент – область деятельности высшего руководства предприятия, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает предприятию конкурентные преимущества.

Как возникло понятие «стратегический менеджмент»?

Термин «стратегический менеджмент» был введен в научный оборот на стыке 60-70-х гг. Бытует мнение, что стратегическое управление было призвано отразить отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость такого выделения была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому менеджменту от оперативного менеджмента, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызовы внешней среды.

Анализ специальной литературы убеждает в том, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического менеджмента. Существует целый ряд определений стратегического менеджмента, в которых авторы делают упор на различные его аспекты и особенности, приводящие к неопределенности границ понятия.

Дефиниция (т.е. установление содержания, сущности понятия) стратегического менеджмента предусматривает в настоящее время следующее:

стратегический менеджмент – это вид, сфера деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений на предприятии;

стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие предприятия с ее окружением;

стратегический менеджмент – это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.

И. Ансофф так определил содержание данного понятия: «деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач предприятия и с поддержанием ряда взаимоотношений между предприятием и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.

Стратегический менеджмент можно определить как такое управление предприятием, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения на предприятии, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет предприятию выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент – это реализация концепции, в которой объединяются целевой и интегральный подходы к деятельности предприятия, который дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации системы стратегии («стратегического набора»).

Стратегический менеджмент – это процесс, при помощи которого менеджеры осуществляют долгосрочное руководство организацией, определяют специфические цели деятельности, разрабатывают стратегии для достижения этих целей, учитывая наиболее существенные внешние и внутренние условия, а также обеспечивают выполнение разработанных соответствующих планов, постоянно развиваясь и изменяясь.

Стратегический менеджмент – многоплановый, формально поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, которые способствуют балансированию отношений между организацией, включая ее отдельные части, и внешней средой, а также достижению поставленных целей.

Стратегический менеджмент – это не четко определенный образ действий и тем более не конкретный план работ.

Стратегический менеджмент – это концепция выживания в определенных условиях, оно дает более или менее (в зависимости от используемой методологии, располагаемых ресурсов, качества выполнения работ и других факторов) конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить.

Стратегический менеджмент должно давать ответы на следующие три ключевых вопроса:

1. Каковы цели нашего предприятия?

2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?

3. Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?

Основами стратегического менеджмента являются:

1) анализ внешней среды предприятия;

2) внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;

3) определение миссии и целей организации;

4) разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;

5) разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;

6) реализация стратегии;

7) оценка результатов и обратная связь.

В настоящее время стратегический менеджмент является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Отсутствие стратегического менеджмента проявляется прежде всего в следующих двух формах.

Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо вообще не будет меняться, либо же в нем не будет происходить качественных изменений. Попытки составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно длительной перспективе, либо же попытки найти в исходный период решение на многие годы вперед, желание строить «на века» или приобретать «на долгие годы» - все это признаки нестратегического менеджмента. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая стратегического менеджмента. Однако это ни в коей мере не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.

Стратегический менеджмент в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться и условия жизни организации будут изменяться тоже. При стратегическом менеджменте как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее, определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. В противоположность при нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться.

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе очень часто оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, так как их достижение зависит от возможностей, желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов. Все, что может организация определить на основе анализа своих внутренних возможностей – это какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может понести. То же, какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. Поэтому начинать планировать деятельность организации с анализа внутренних ресурсов и возможностей рационально использовать эти ресурсы означает полностью идти вразрез с принципами стратегическом управления.

В чем заключается сущность категории «стратегическое мышление»?

Зарубежные теории менеджмента прочили сложный путь, на котором возникали различные концепции и подходы, обусловленные изменения в понимании сущности и роли менеджмента. Как определяют ведущие специалисты, одной из доминирующих идей в менеджменте стало традиционное для процветающих предприятий – стратегическое мышление.

Содержание этого явления заключается в определении цели развития предприятия и способов его достижения, в обосновании необходимости наблюдения за внешней и внутренней средой (для определения цели и способов достижения), формирование стратегий и решений, а также осуществление действий с целью их осуществления.

Стратегическое мышление применительно к бизнесу означает способность увидеть его будущую идеальную модель, а значит, и новую измененную конфигурацию деятельности соответствующей организации. В практике менеджмента произошла смена ключевого принципа: вместо мышления «от прошлого к будущему» перешли к мышлению «от будущего – к настоящему и обратно».

Трансформация организации из нынешнего состояния в ее будущее состояние, которое соответствует стратегическому мышлению и стратегическому видению образа будущего бизнес-успеха, осуществляется посредством той или иной модели стратегического менеджмента.

Стратегический уровень и стратегическое мышление

Менеджеры процветающих предприятий ориентируются на стратегическое мышление, которое предусматривает определение потребностей потребителей, новых возможностей и угроз, конкурентных позиций, считая это такой обычной деятельностью, как и анализ ситуации внутри предприятия.

Стратегическое мышление основывается на осознании прежде всего руководителями и всем персоналом собственной ответственности за долгосрочное существование и развитие предприятия, необходимости соответствующего управления этим процессом и обеспечение всех видов деятельности на повышение конкурентоспособности, финансового успеха на протяжении длительного периода.

Стратегическое мышление управленческого персонала любого предприятия отображено в понятии «стратегический уровень предприятия».

Стратегический уровень – это система знаний о возможностях и ограничениях в развитии предприятия, которая реализуется в соответствующих стратегических решениях и действиях.

Финансовый анализ коммерческой организации (по РСБУ)

Основная часть

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей бухгалтерского баланса компании.

Раздел 2. Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 3. Вертикальный анализ бухгалтерского баланса компании.

Раздел 4. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса компании.

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании.

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании.

Раздел 7. Анализ финансовых результатов.

Раздел 8. Анализ деловой активности компании.

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании.

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей.

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей.

Дополнительные разделы

Раздел 13. Анализ технико-экономических показателей

Раздел 14. Оптимизация баланса с точки зрения платежеспособности и финансовой устойчивости

Раздел 15. Анализ денежных потоков компании с помощью прямого метода

Раздел 16. Анализ денежных потоков компании с помощью косвенного и коэффициентного метода

Раздел 17. Анализ наличия и состояния основных средств

Раздел 18. Анализ движения и структуры основных средств

Раздел 19. Анализ эффективности использования основных средств

Раздел 20. Анализ наличия, динамики и структуры оборотных активов

Раздел 21. Анализ эффективности использования оборотных активов

Раздел 22. Анализ динамики, структуры и источников финансирования запасов

Раздел 23. Анализ эффективности использования запасов

Раздел 24. Анализ дебиторской задолженности

Раздел 25. Анализ кредиторской задолженности

Раздел 26. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

Раздел 27. Анализ безубыточности

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.

Финансовый анализ коммерческой организации (по МСФО)

Примеры и стоимость разделов здесь

Раздел 1. Общая характеристика показателей Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 2. Горизонтальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 3. Вертикальный анализ Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 4. Анализ ликвидности Консолидированного отчета о финансовом положении (баланса) компании

Раздел 5. Анализ платежеспособности компании

Раздел 6. Анализ финансовой устойчивости компании

Раздел 7. Анализ финансовых результатов

Раздел 8. Анализ деловой активности компании

Раздел 9. Анализ рентабельности работы компании

Раздел 10. Анализ удовлетворительности структуры баланса

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства с помощью зарубежных моделей

Раздел 12. Анализ вероятности банкротства с помощью отечественных моделей

Получить консультацию, заказать анализ или задать интересующие Вас вопросы можно
здесь.