Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия как объект стратегического анализа

Для того чтобы предприятие успешно развивалось, необходимо научиться правильно и четко определять линию поведения предприятия в долгосрочной перспективе. Общая стратегия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия является планом управления, который распространяется на все предприятие, охватывая все направления его деятельности.

Стратегию ВЭД предприятия можно охарактеризовать как способ, с помощью которого предприятие может создавать, сформировать и координировать свои действия на любых рынках. Стратегия ВЭД предприятия определяет:

  • эффективность деятельности предприятия,
  • положение предприятия на рынке,
  • особенности продукции по сравнению с продукцией конкурентов,
  • конкурентные преимущества предприятия как следствие согласованности действий,
  • жизненный цикл предприятия как результат эффективности правильно разработанной стратегии.

Также стратегия ВЭД предприятия определяет следующие основные задачи:

  • формирование направления деятельности предприятия и его стратегических бизнес-единиц,
  • определение роли каждой стратегической бизнес-единицы и каждого его подразделения во время реализации общей стратегии,
  • определение размеров и способов распределения ресурсов между стратегическими бизнес-единицами и другими подразделениями.

Составляющими стратегии ВЭД предприятия являются:

  1. Сфера деятельности (миссия, цели предприятия).
  2. Корпоративные задачи (определение основных заинтересованных групп компании, критериев оценки деятельности.
  3. Определение стратегических бизнес-единиц (структуризация предприятия на бизнес-единицы).
  4. Размещение ресурсов (распределение ресурсов между бизнес-единицами, продуктами, рынками, функциональными отделами и основными видами деятельности).
  5. Развитие различных конкурентных преимуществ (повышение конкурентоспособности).
  6. Эффективные функциональные стратегии (поиск варианта поведения, которое ориентировано на оптимальное использование всех ресурсов в пределах заданной функции).
  7. Синергизм (компетенция, знания и нематериальные активы предприятия, а также ресурсы, активы и функциональные процессы).

Реализация стратегии ВЭД предприятия обеспечивает: создание организационной структуры, составление годового бюджета, совершенствование методов управления, введение системы стимулирования как в процесс разработки, так и в процесс реализации стратегии.

Принципы формирования стратегии ВЭД предприятия предусматривают основные требования к ней, а также определяют характер и содержание экономической деятельности корпоративной структуры. Ниже рассмотрим основные принципы формирования стратегии ВЭД предприятия:

  • Принцип целостности: стратегия ВЭД предприятия должна быть сформирована как определенная система.
  • Принцип непрерывности: стратегию ВЭД предприятия необходимо использовать постоянно, избегая разрывов во времени.
  • Принцип гибкости предусматривает способность стратегии ВЭД предприятия менять свою направленность в связи с непредвиденными обстоятельствами.
  • Принцип точности: стратегия ВЭД предприятия должна быть конкретно и детально разработана и обоснована.
  • Принцип участия предполагает разработку стратегии ВЭД предприятия, в которой принимает участие как можно большее количество работников на разных уровнях управления.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов является главным залогом при осуществлении эффективной работы предприятия при реализации выбранной стратегии ВЭД предприятия.

В основе любой стратегии ВЭД предприятия лежат три основных типа общих стратегий. Каждое предприятие может придерживаться одного из этих типов или использовать их определенные комбинации. Выделяют следующие основные типы стратегии ВЭД предприятия:

  1. Стратегия роста (развития).
  2. Стратегия стабилизации (ограниченного роста).
  3. Стратегия сокращения (выживания).

В процессе формирования стратегии ВЭД предприятия, в рамках ее трех базовых типов, выкристаллизовываются различные варианты стратегического развития. Такие варианты называют стратегическими альтернативами. Из каждой альтернативы выбирается будущая стратегия ВЭД предприятия, а также варианты развития предприятия в рамках каждой из трех базовых стратегий ВЭД предприятия: роста, стабилизации и сокращения.

Стратегия ВЭД предприятия может быть конкретизирована следующим образом:

  1. Стратегия роста (развития) в рамках: интенсификации; диверсификации; интеграции; технико-технологического развития.
  2. Стратегия стабилизации (ограниченного роста) в рамках: экономии расходов и сбора «урожая»; постоянной адаптации к внешней среде; сохранение научно-технического и кадрового потенциала.
  3. Стратегию выживания (сокращение) в рамках: организационной санации; экономической и финансовой санации; маркетинговой санации; социальной санации; ликвидации бизнеса.

Соответствие стратегических альтернатив общей стратегии ВЭД предприятия не следует воспринимать как неизменное качество. Каждая из базовых стратегий ВЭД предприятия имеет множество альтернативных вариантов реализации, и любая из них базируется на выбранных принципах и типах существующих стратегий.

Формирование стратегии ВЭД предприятия является достаточно сложным и длительным процессом, поскольку из множества стратегических альтернатив необходимо выбрать то количество стратегических альтернатив, которое необходимо для выбора. Таким образом, правильно разработанная и обоснованная стратегия ВЭД предприятия играет важнейшую роль в дальнейшем развитии предприятия.