Применение стратегического планирования в организации

Важность применения стратегического планирования в современных компаниях обусловлена нестабильностью экономической ситуации на рынке. Стратегическое планирование – это процесс, в результате которого создаются и претворяются в жизнь действия, направленные на выполнение задач организации. Стратегическое планирование носит долгосрочный характер и помогает наиболее эффективно расходовать ресурсы.

Актуальность стратегического планирования обусловлена расширением географических рамок деятельности национальных экономик и высокой ценой расплаты за неверный стратегический выбор. Все большее количество компаний начинает вникать в вопросы стратегического планирования. Процесс такого планирования в организации включает в себя пять этапов:

  1. определение области деятельности и целей компании;
  2. SWOT-анализ;
  3. выбор и разработка стратегии;
  4. осуществление выбранной стратегии;
  5. оценка и контроль выполнения.

Правильная цель организации должна быть ориентирована на конкретный отрезок времени, быть измерима, не противоречить другим целям компании, быть контролируема, быть достижима. Цели могут быть финансовыми, тактическими, производственными и др.

Такая цель строится и решается на основе второго пункта – анализа и оценки внешней и внутренней среды компании. Анализ внешней среды – процесс определения возможностей и угроз для фирмы, которые создают факторы внешней среды. К угрозам и возможностям относятся экономика, технология, политика, социальное поведение и др. По результатам анализа оценки и анализа внешней среды составляется перечень внешних опасностей и возможностей для организации. После составления перечня следует провести анализ внутренней среды организации, оценку ее сильных и слабых сторон. Анализ внутренней среды – процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем. Позволяет выявить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Обследование для выявления сильных и слабых сторон представляет собой оценку функциональных зон организации: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, а также культура и имидж компании. Для анализа внешней и внутренней среды может быть использован SWOT-анализ. Его методика: определяются сильные и слабые стороны организации, угрозы и возможности в ее внешней среде; составляется матрица и оцениваются выделенные факторы, сочетание сильных сторон и возможностей является направлением стратегического развития, слабых сторон и угроз – стратегическими барьерами, которые необходимо преодолеть, далее на основе анализа разрабатывается стратегия.

Стратегия – определенный метод ведения процесса развития и усовершенствования организационной структуры в целях достижения целей компании. Существует большое количество видов стратегий, направленных на определенную сферу деятельности. Стратегия ограниченного роста применяется в сформировавшихся организациях, довольных своим положением и реализация такой стратегии имеет минимальные риски. Стратегия роста заключается в значительном повышении показателей по сравнению с прошлым периодом. Для реализации такой стратегии необходимо расширять ассортимент товаров (услуг), захватывать смежные области, внедрять новые технологии. Стратегия сокращения обратна стратегии роста и состоит в распродаже активов, подразделений и, возможно, переориентации. Существует стратегия, включающая в себя и соединяющая в себе вышеуказанные стратегии. Стратегия выбирается с учетом конкурентной позиции компании на рынке, перспектив развития и с учетом возможностей, которыми располагает фирма. Осуществление выбранной стратегии является основным и решающим этапом процесса планирования. Успешность этого обеспечивается:

  1. доведением до сведения работников целей стратегии и планов и способствованием пониманию стремлений организации;
  2. обеспечением своевременного поступления всех необходимых ресурсов;
  3. разработкой тактики, политики, процедур и правил;
  4. увязкой системы мотивации со стратегией;
  5. созданием корпоративной культуры, поддерживающей стратегию;
  6. решением отдельных задач на каждом уровне управления и осуществлением отведенных функций.

Результатом осуществления выбранной стратегии должно стать достижение организацией ее целей. Контроль над деятельностью организации осуществляется с помощью обратной связи. При стратегическом планировании необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  1. стратегию разрабатывает высшее руководство;
  2. стратегический план создается на основе собранных данных;
  3. пригодность стратегических планов для внесения изменений;
  4. затраты на мероприятия, связанные со стратегическим планированием должны быть ниже выгод от достигнутого результата.

Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс методов и средств, обеспечивающих адаптацию предприятий к быстроменяющимся условиям, дает возможность своевременно на них реагировать.

Источник: Ерошина Э.А., Игнатьев В.М. «Применение стратегического планирования в организации»