Механизация процессов разрушения горных пород

Развитие металлургии, паровой энергетики, машиностроения, транспорта рост торговли и связанного с ней денежного обращения колоссально увеличили спрос на самые разнообразные продукты горного дела. Между тем техника добычи полезных ископаемых в предшествующий период капитализма, несмотря на целый ряд существенных усовершенствований, была основана на ручном труде. Машина здесь не нашла применения в самом главном процессе добычи – в процессе зарубки угля.

Мысль о механизации процесса зарубки угля была высказана еще в XVIII столетии англичанином Мензисом, который спроектировал машину для подрубки угля. Машина Мензиса представляло собой тяжелое стальное кайло, закрепленное на раме. Кайло совершало возвратно-поступательное движение, нанося удары по углю. Его автор стремился заменить механизмом работу руки человека, т.е. это была попытка создать машину в горном деле.

Наиболее эффективным в горном деле оказались врубовые машины, в которых использовался принцип дисковой пилы. Конструкция такой машины была разработана английским инженером Уорингом. С конца XIX века врубовые дисковые машины начинают широко внедряться в угольную промышленность. Начиная с этого времени, врубовые машины получают большое распространение в угольной промышленности США. В1891 г. в угольных шахтах США применялось 500 врубовых машин, на долю которых приходилось 24% добычи угля. В1913 г. в американской угольной промышленности использовалось 15 тыс. врубовых машин, с помощью которых добывалась уже почти половина (49%) угля в стране. В Англии в1913 г. на угольных шахтах работало 2797, долю которых приходилось 7,7% всей добычи угля. Производительность труда при врубовой зарубке угля возросла в два раза по сравнению с ручной зарубкой.

Рост масштаба механизации зарубки обусловил конструктивные усовершенствования врубовых машин. Были значительно улучшены старые дисковые врубовые машины, они стали более компактны, передаточный механизм начали изготовлять из стального диска (1900 г.), а механизм машин стали прикрывать удобным закрытым кожухом (1907 г.). Сама машина монтировалась на салазках. Был усовершенствован и режущий механизм машины, благодаря чему увеличивается глубина вруба. С 1900 г. на дисковых машинах стали применяться электроприводы. Но не смотря на все усовершенствования, дисковая врубовая машина обладала существенными неустранимыми недостатками: ее было трудно удерживать у груди забоя, тонкий и широкий диск быстро зажимался осаждающимся после подрубки углем. Это делало машину непригодной для работы на неровной почве. Поэтому дисковые машины были постепенно заменены более совершенными – штанговыми и цепными врубовыми машинами.

Первая штанговая машина была создана в Англии еще в 50-х годах ХIХ в., но широкое применение штанговые машины получили лишь в 80-е годы. В этой машине зарубка угля производилась вращающейся штангой, по всей длине которой прикреплялись режущие зубки. Штанговая машина помещалась на колесах и передвигалась по рельсам вдоль забоя.

В 1877 г. инженером Джефри и несколько позднее Лехнером была создана цепная машины в Америке. Рабочим органом цепной врубовой машины является бар, состоящий из направляющей металлической рамы и движущейся в ней режущей цепи с зубками. Бар обычно имел длину 91 см и врубался в уголь на глубину 1,8 м. Цепная рама в машине могла поворачиваться на 180°С.

Первая практически пригодная для угольной промышленности цепная врубовая «брестмашина» конструктора Дирдоффа была сконструирована в США в 1893 г. фирмой Джефри. В 90-х годах ХIХ в. эта машина с успехом применялась в угольной промышленности США. В 1888 г. фирмой Джефри стали выпускаться цепные машины с электрическим приводом. В 1894 г. врубовые цепные машины начинает изготовлять фирма Сулливан, а в 1897 г.- фирма Гудмен.

Широкое применение в горной промышленности в этот период получили пневматические перфораторы. Это позволило значительно поднять производительность труда в ней.