Возникновение угольного комбайностроения

С индустриализацией страны возрастали требования к угольной промышленности, темпы механизации которой отставали от темпов, необходимых народному хозяйству. Потребность поднять уровень механизации угледобычи обусловила необходимость создания комбайна.

В 1930-32 гг. главное внимание угольщиков было направлено на осуществление комплексной механизации как основы подъема производства. К созданию средств комплексной механизации были привлечены Терпигорев, Скочинский, Ильичев, Белецкий. А 1931-32 гг. объявлены первые Всесоюзные конкурсы на лучший комбайн. Было предложено 50 конструкций комбайнов, 4 из них, в 1932 году, реализованы на практике. Наиболее перспективная конструкция комбайна Бахмутского А.И. (главный механик Первомайского рудоуправления треста «Кадиевуголь») Б-1 для m = 0,7-1,2 м, при боковых породах средней устойчивости.

В августе 1932 Б-1 спущен в ш. «Асберт» треста «Кадиевуголь» для испытаний. Производительность до 20 т/час, что увеличило производительность труда рабочего по лаве в 3 раза. Почти одновременно с Бахмутским в тресте «Кадиевуголь» коллектив механизаторов под руководством инженеров В.Г. Яцких и Г.И. Роменкого предложили конструкцию комбайна ЯР-1. ЯР-1 изготовлен в 1931 году и после испытаний рекомендован для промышленного изготовления.

В январе 1934 года к открытию XVII съезда ВКП(б) завод выпустил первую экспериментальную серию советских комбайнов ЯР-1.

В декабре 1937 года на ш. им. Дзержинского комбайн ЯР-4 достиг рекордной довоенной добычи 6947 т угля в месяц.