Развитие механизации выемки угля на крутых пластах

С 1928 года в Донбассе начали применять отбойные молотки иностранного производства. В 1929 году отбойные молотки изготавливались на Ленинградском заводе «Пневматика» и на Томском электромеханическом заводе им. В.В.Вахрушева. Использовали ОМ-5 и ОМ-3. Вес молотка 10,85 кг, число ударов – 950 в минуту, длина 600 мм. ОМ представляет собой механический лом. Основные элементы: пика, ствол, рукоятка, воздухораспределительный механизм, ударный механизм.

В 1939 – 1940 г.г. заводы выпускали более легкие молотки ОМ-8 и ОМСП-5 (отбойный молоток стахановский пневматический). К концу 1937 года на шахтах Донбасса насчитывалось 7 тысяч молотков МО, а к 1941 году – 10 тысяч.

Нельзя не вспомнить о стахановском рекорде. 31 августа 1935 года Стаханов (ш. Ирмино, треста «Кадиевуголь») нарубил за смену отбойным молотком 102 т угля. Вскоре на ш. № 1 – 5 «Кочегарка» забойщик Пузанов за смену нарубил 705,6 т, Изотов – 621 т, Артюхов – 600 т.

Стахановское движение внесло большой вклад в повышение производительности труда в угольной промышленности, а затем и в других отраслях.

Для работы на крутых пластах Горловский завод наладил выпуск комбайнов с изогнутым баром. Комбайн С-29 при испытании показал, что изогнутый бар при работе машины снизу вверх может успешно отбивать хорошо отжатый уголь. Но при работе комбайна не обеспечивалось одновременное крепление выработанного пространства, нарушалась непрерывность потока угледобычи, что противоречило самому принципу комбайновой выемки. А для работы сверху вниз – комбайны не были приспособлены.

КПД пневмоэнергии низок, так как большие потери при канализации по выработкам. Наличие на шахте электроэнергии и недостатки пневмоэнергии (потери до 50 %, большая точность изготовления деталей пневмомеханизмов) привели к созданию отбойных молотков с электроприводом.

В 1933 году Научное инженерно-техническое горное общество провело конкурс на электрический отбойный молоток. Поступило 46 предложений. Первая и вторая премии были присуждены проектам Москвитина А.И., но конструктивная прочность молотка – слабая, малая энергия удара. И эти молотки не пошли в серию.

В Кузбассе испытывался молоток К.Н. Шмаргунова. В нем электродвигатель через редуктор и кривошипно-шатунный механизм приводил в возвратно-поступательное движение шток, связанный через ударную пружину с бойком. Боек наносил удары по пике.

Положительные стороны работы молотка типа КНШ – нет вибрации, шума, пыли. Недостатки – малая энергия удара, большой вес.

К концу 1940 года на Томском электротехническом заводе выпущены серия КНШ-4 улучшенной модели с энергией удара до 1,1 кг. м и весом 10,7 кг. Но ОМСП-5 имел соответственно 3 кг.м и 10,85 кг. Поэтому электрические отбойные молотки не пошли. Опыт работы конструкторов над электрическими отбойными молотками был использован после войны.