Понятие нематериальных ресурсов и их виды

Нематериальные ресурсы – это составная часть потенциала предприятия, способная приносить экономическую выгоду на протяжении относительно длительного периода для которой характерно отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность размеров будущей прибыли от ее использования.

К нематериальным ресурсам относятся:

  • объекты промышленной собственности;
  • объекты интеллектуальной собственности;
  • также другие ресурсы нематериального происхождения.
  1. Объекты промышленной собственности:
    • промышленные образцы;
    • полезные модели;
    • товарные знаки.
  2. Объекты интеллектуальной собственности:
    • программное обеспечение ЭВМ;
    • банки и базы данных;
    • банки и базы знаний.
  3. Другие нематериальные ресурсы:
    • ноу-хау;
    • рациональное предложение;
    • гудвил (имидж, репутация).

Для характеристики неосязания основного капитала, фирмы используют специфический термин «гудвил», под единовременным влиянием нескольких факторов, важнейшими из которых являются:

  • опыт деловых связей;
  • имидж;
  • престиж товарных знаков;
  • постоянная клиентура;
  • доброжелательность и признательность потребителей.

Нематериальные активы – это права на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие имущественные права. Владельцы объектов промышленной собственности получают исключительное право на их использование, при помощи патентов на изобретение на промышленные образцы, полезные модели и свидетельств на товарные знаки.

Нематериальные активы подразделяются:

  1. Право на объекты промышленной собственности.
  2. Авторское право.
  3. Право на пользование другими нематериальными ресурсами.
  4. Право на пользование землей и другими природными ресурсами.
  5. Организационные затраты на создание предприятия.

Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна либо путем их использования самим собственником либо с его разрешения получения такого права другой заинтересованной стороне. Такая передача права осуществляется в форме лицензионного соглашения.

В международной практике существует несколько методов оценки нематериальных активов фирмы:

  • по себестоимости;
  • по стоимости приобретения;
  • по рыночной стоимости.

Если собственные нематериальные активы образованы самим предприятием, то они оцениваются по их себестоимости.

Если нематериальные активы покупаются в процессе деятельности предприятия, например: лицензия на использование «ноу-хау», то они оцениваются по стоимости приобретения.

Если предприятие принимает решение продать свои нематериальные активы, либо вложить их в уставной фонд другого предприятия, то возникает потребность произвести оценку их рыночной стоимости.

На нематериальные активы начисляется износ. Норма износа определяется самим предприятием в зависимости от срока их использования. Для нематериальных активов для которых невозможно определить срок службы норма износа определяется из расчета на 10 лет (10%).