Учетная политика предприятия

Что подразумевается под учетной политикой предприятия?

Учетная политика предприятия трактуется как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности. Другими словами, учетная политика представляет собой самостоятельный выбор предприятием определенных и конкретных методик, формы и техники ведения бухгалтерского учета, исходя из действующих нормативных актов и особенностей деятельности предприятия.

Большинство ученых учетную политику определяют как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. В то же время учетная политика, кроме ведения учета, включает в себя довольно широкое понятие его организации. Без организации не бывает ведения учета: если не придерживаться этого правила, то неправильно будет сформирована вся система подготовки объективной и достоверной отчетности.

В современных условиях учетная политика должна рассматриваться как способ законодательного регулирования финансово-экономических и хозяйственных особенностей функционирования отдельных предприятий в условиях рыночной экономики.

Уровни формирования учетной политики

Существует два уровня формирования учетной политики в современной хозяйственной системе:

  • первый уровень – политика государственных органов относительно развития учета (признание страной международных бухгалтерских стандартов и внедрение их в национальную систему учета; решение вопросов регламентации учета; разработка национального плана счетов или его отсутствие; разработка и утверждение форм отчетности; методологическое и организационное руководство системой учета в стране; содействие подготовке кадров и развитие научных исследований по учету; программа книгоиздания, обеспечение методической литературою бухгалтеров-практиков; вопросы оплаты труда, социального обеспечения и т.п.);
  • второй уровень – политика конкретного предприятия с целью обеспечения надежности финансовой отчетности (рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета).

Учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием, зарегистрированным в установленном законодательством порядке. По определению учетная политика должна обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности, необходимой для всех пользователей финансовой отчетности с целью принятия соответствующих решений. При этом предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику и выбирает форму ведения бухгалтерского учета с соблюдением принципов, установленных законодательством. Степень свободы предприятия в формировании учетной политики ограничен государственной регламентацией бухгалтерского учета, которая предоставляет перечень методик и учетных процедур, среди которых, однако, допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, рабочего плана счетов. Следовательно, учетная политика предприятия – это не просто совокупность способов ведения учета, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики учета, которая дает возможность использовать различные варианты отражения фактов хозяйственной жизни в учете (в зависимости от поставленных целей). Другими словами, учетную политику в широком понимании можно определить как управление учетом, а конкретнее – как совокупность способов ведения учета, что предполагает выбор предприятием конкретных методик ведения учета.

Учетная политика как внутренний нормативный документ

Учетная политика оформляется организационно-распорядительным документом – приказом или распоряжением руководителя. Это внутренний нормативный документ, регламентирующий организацию и порядок ведения учета на предприятии, и предполагающий совокупность способов и процедур организации и ведения учета, которые используются с целью подготовки, составления и представления финансовой отчетности. При этом необходимо помнить, что в учетной политике должны отображаться только те положения бухгалтерского учета, которые имеют различные варианты применения. Идентичные требования законов, положений, инструкций, используемых в бухгалтерском учете, не должны повторяться в приказе об учетной политике. С другой стороны, общие положения, одинаковые для всех предприятий, не следует включать в учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение которых согласно нормативных документов может отличаться от принятых на других предприятиях. Наличие в нормативно-правовой базе формулировок «может» или «имеет право» влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером предприятия и утверждается его руководителем. Именно в учетной политике главный бухгалтер может и должен проявить свой уровень профессиональной подготовки и опыт, но его роль на предприятии иногда неоправданно занижается. Руководитель анализирует предложенную главным бухгалтером учетную политику и в случае согласия утверждает ее.

Разделы учетной политики

Приказ об учетной политике по содержанию, как правило, состоит из двух разделов в зависимости от круга рассматриваемых вопросов:

  1. организационно-технического (рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок инвентаризации, график документооборота и т.д.);
  2. методические (порядок начисления амортизации, списания запасов, формирования резервов и т.п.).

Если отдельные авторы дискутируют по поводу необходимости сохранения в приказе об учетной политике первого раздела, то, по нашему мнению, он является определяющим. Обязательность включения в приказ об учетной политике организационно-технического раздела следует из Закона «О бухгалтерском учете», хотя при этом он ориентирован, в первую очередь, на внутренних пользователей, а не на внешних.

Относительно второго раздела, то необходимо осознавать, что, используя посредством своей учетной политики различные методы бухгалтерской оценки фактов хозяйственной жизни в абсолютно одинаковых хозяйственных ситуациях, предприятие может представить в бухгалтерской отчетности совершенно разные результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Последний вывод сводит на нет значение бухгалтерской отчетности для внешних пользователей.

Учетная политика: соотношений понятий «правильность» и «объективность» финансовой информации

Выделяют два самостоятельных понятия – правильность («правдивость») бухгалтерской отчетности и ее объективность («реальность»). При этом достоверность отчетности определяют как соответствие ее действующим нормам бухгалтерского законодательства, а объективность отчетности – как соответствие его действительному положению вещей, то есть действительному (реальному) финансовому состоянию предприятия. И именно тут пользователю бухгалтерской отчетности важно осознать, что на практике отчетность конкретных предприятий может (и должна) быть достоверной, но при этом она никогда не может быть реальной. Один и тот же факт хозяйственной жизни может быть отражен в бухгалтерском учете с помощью совершенно разных методов. В теории существует много вариантов бухгалтерской методологии, на практике же набор возможных вариантов бухгалтерской интерпретации фактов хозяйственной жизни ограничивается нормами законодательства. Каждый из таких вариантов позволяет приблизиться к отображению реального содержания только любого одного из многих информационных аспектов факта хозяйственной жизни. Использование учетной политики предусматривает многовариантность учетной отражение, а это означает определенную диспозитивность учета.