Внутренний аудит на предприятиях

Для организации контроля качества работы предприятий одним из направлений выступает аудиторская деятельность. Нормативных документов и стандартов по аудиту по всему миру существует огромное количество.

Наиболее длительный процесс оформления внутреннего аудита идет в США, которые уже многие годы работают над проблемой определения и функционирования внутреннего контроля и аудита. Стандарты AICPA впервые ввели понятие контроля для финансовых аудиторов. Это стало отправной точкой и толчком для дальнейшей работы в этом направлении. «Закон об иностранной коррупции», принятый в США, был направлен на противодействие иностранной коррупции, дачам взяток и т.д. Этим законом впервые было закреплено требование об ответственности менеджмента за адекватность системы внутреннего контроля. Комиссией Кохена было принято решение о предоставлении менеджментом отчетов о состоянии внутреннего контроля в компании вместе с финансовыми отчетами.

Стандартами AICPASAS №55 впервые был определен термин контроля, как трех элементная система. Все эти законы и исследования в конечном итоге стали основой для создания структуры внутреннего контроля COSO, которая будет рассматриваться далее. Но в то же время они не смогли предотвратить ряд крупных финансовых скандалов начала XXI века. Для решения возникших проблем был принят новый закон Сарбенса-Оксли, который ужесточил требования по внутреннему контролю, а так же сильно повлиял на деятельность внутренних аудиторов.

В Европе вопросами развития внутреннего контроля стали заниматься намного позже США. Только в 90-е годы в Великобритании было проведено исследование Тернбула, по окончании которого была создана собственная структура внутреннего контроля. Кроме нормативных требований по ВК отдельных европейских стран, существуют принятые директивы ЕС, которые должны применяться всеми участниками ЕС. Непосредственно к внутреннему контролю относятся 7 и 8 директивы.

Рассмотрим российскую практику. Основными нормативно-законодательными актами в области регулирования аудиторской деятельности являются:

  • ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • ФЗ № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • прочие федеральные законы и нормативно-правовые акты.

Возникновение аудита историки относят примерно к IV тысячелетию до н.э. Исторической родиной аудита считается Англия. В России звание аудитора было введено Петром I. Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг (ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ).

Различают внешний и внутренний аудит. Процесс управления фирмой и соответствующим образом организованную систему внутреннего контроля нельзя отделить друг от друга, при этом не нарушив эффективность всей системы управления. Отсюда появляется потребность в постоянно действующем и эффективным элементе, который входит в систему внутреннего контроля и является ее неотъемлемой частью. Таким образом, в роли эффективного механизма, который помогает обеспечить собственников и руководителей необходимой информацией по функционированию всех ее подсистем является служба внутреннего аудита. Образование на отечественных компаниях подразделений внутреннего аудита и их нормативное регулирование на сегодняшний момент является актуальным, сложным, но в тоже время интересным вопросами. Внутренний аудит необходим в первую очередь для предотвращения потерь ресурсов, стабилизации бухгалтерского учета и для организации необходимых изменений внутри организации. Особенностью внутреннего аудита можно назвать и то, что он осуществляется в момент совершения и документального составления финансово-хозяйственных операций. Это позволяет вовремя обнаруживать все недостатки в работе и принимать необходимые меры к их предотвращению.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Рассмотрение работы внутреннего аудита» в качестве внутреннего (операционного, управленческого) аудита понимают организованную на предприятии, действующую в интересах руководства и собственников предприятия, регламентированная внутренними нормативами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Международный Институт внутренних аудиторов раскрывает следующее определение внутреннего аудита: «Внутренний аудит это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на усовершенствование деятельности организации». Исходя из этого, под внутренним аудитом понимают установленную внутренними документами компании деятельность по контролю за всеми составляющими управления и различными сторонами функционирования компании, которая осуществляется служащими специального контрольного органа в процессе помощи органам управления фирмы в рамках установленных нормативов, в соответствии с экономической целесообразностью для предприятия, а также с соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Цели и задачи внутреннего аудита в организации обозначаются в зависимости от состояния системы внутреннего контроля, в том числе от уровня менеджмента и персонала фирмы, а также системы управления рисками. В качестве главной цели внутреннего аудита выступает предоставление руководству организации объективной, надежной и своевременной информации о деятельности компании в связи с достижением общекорпоративных целей и по соблюдению соответствующих стандартов ведения бизнеса. В роли задач внутреннего аудита выделяют организацию системы внутреннего контроля, которая является неотъемлемой составляющей для осуществления прав и ответственности руководящего органа управления и должностных лиц. Функции внутреннего аудита выполняют специально выделенная служба или отдельный аудитор, который состоит в штате хозяйствующего субъекта. Это ревизионная комиссия; ревизоры; внутренние аудиторы, которых привлекают для целей внутреннего аудита; внешние аудиторы и группы внутренних аудиторов.

В системе внутреннего аудита прослеживаются следующие проблемы:

  • небольшой объем необходимых методических разработок;
  • возможная неэффективность действующей нормативно-правовой базы, занимающейся регулированием внутреннего аудита;
  • низкий опыт деятельности аудиторов;
  • недостаточное количество квалифицированных кадров;
  • отсутствие унифицированных форм необходимых документов;
  • отсутствие автоматизации внутреннего контроля за деятельностью.

Указанные проблемы могут привести к пробелам связанным не только с организацией внутреннего аудита, но и к проблемам в теории и практике. Представим основные проблемы организации аудиторской деятельности в целом:

  1. Проблемы развития новых направлений аудиторской деятельности: На современном этапе развития аудита в России деятельность подавляющего большинства аудиторов сводится только лишь к проверке достоверности бухгалтерской отчетности.
  2. Проблема удорожания стоимости и увеличения времени, необходимого на проведение аудита. Под воздействием все более усложняющихся финансово-хозяйственных операций, на аналитические функции внутреннего аудита требуется выделение все большего количества времени, трудовых затрат и, следовательно, организация несет все больше расходов на проведение внутреннего аудита.
  3. Проблемы компьютерного обеспечения аудита. Компьютерное обеспечение внутреннего аудиторского процесса предполагает разработку и внедрение в практику программных пакетов.
  4. Проблема отсутствия высокоразвитого законодательной базы в отношении аудита.
  5. Проблема несоответствия законодательства применяемой практике в отношении аттестованных аудиторов.
  6. Проблема отсутствия квалифицированных кадров.

Источник:

Третяк В.А. Проблемные аспекты организации внутреннего аудита на предприятиях торговли // Actualscience. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 74-77.