Влияние «теневой» экономики на инвестиционный климат и конкурентоспособность отечественного рынка

Проводя анализ динамики объемов инвестиций в Украине, приходим к выводу, что по сравнению с 1995 годом объемы капиталовложений неуклонно снижались так: в 1998 на 70,9%, в 2000 на 77,3%, в 2004 на 79,3%, в 2007 на 79,2%. Только за шесть месяцев 2008 года объем инвестиций был на 42,6% меньше, чем за тот же период 1998 года. Рассматривая объем валовых инвестиций в общем объеме валового внутреннего продукта Украины, находим, что показатели снизились с 35,3%, до 19,5%.

Удельный вес инвестиций на предприятиях и организациях различных форм собственности на первое полугодие 2007 года составляет:

  • государственной – 50,6%,
  • коллективной – 41,0%,
  • частной – 8,0%.

Если принять во внимание тот факт, что, по имеющимся оценкам экспертов, по косвенным подсчетам, в частном секторе находится в обороте 50% всего капитала Украины, то несмотря на это, инвестиции в производственные программы частного сектора оказываются весьма незначительными. Рассматривая объем иностранных инвестиций за период существования Украины, по сравнению с Польшей, Венгрией, обнаруживаем:

  • в Венгрии инвестировано 2673 доллара на 1 человека,
  • в Польше 724 доллара на 1 человека.

В это же время в Украине на одного человека инвестировано всего 54 доллара. В частном секторе экономики Украины находится 50% всего капитала.

Неразбериха и несовершенное законодательство, как в области налогообложения, так и в инвестиционной политике, отсутствие нормативной базы в судебно-правовой системе в создали Украине атмосферу, весьма благоприятную для «теневой» экономики. Рассматривая причинную связь утечки «теневого капитала с существующей идеологией, по которому идет Украина, рассматривая классификацию проявления «теневой» экономики, получаем возможность детального ознакомления с механизмом совершения операций в «темном» секторе экономики, которые приводят к падению производства, безработице, социальной незащищенности населения, а вследствие этого – росту преступности и т.д.

Утечки «теневого» капитала за границу более чем в три раза превышают наличие западных кредитов, всех видов помощи, но, несмотря на это, Украина упорно следует идеологии неоконсерватизма, неолиберализма, монетарной экономической политике Фридмена, смоделированной Адамом Смитом, в которой оправдываются все методы и средства - все ради богатства и наживы, а при этом попирается мораль и этика, не отрицается идеология организованной преступности и коррупции, и все это служит фундаментом для «теневой» экономики.

При таких условиях на Украине никакие полицейско-карательные функции государства не решат проблему преступности. «Теневая» экономика оказывает воздействие на формирование потенциала, функционирование и социально-экономическое положение как отдельных предприятий, отдельных регионов, так и всего государства. По методу существования «теневая» экономика может быть легальной, конспиративной, эмиграционной, политизированной и административно-защищенной.

Такой разноплановый, изощренный механизм совершения операций в «теневом» секторе экономики, с одной стороны, а с другой – безнаказанность или административное привлечение к ответственности и в редких случаях привлечение к уголовной ответственности - порождают иллюзию вседозволенности. На откуп монополий, кланов отданы важнейшие отрасли молодого государства Украины - энергетика, газовая, нефтеперерабатывающая, ликеро-водочная, табачная. Все это привело к тому, что падение производства на февраль 2009 года составило 61,6%, безработица, с учетом скрытой, дошла до уровня 30%. За чертой бедности в Украине, находятся 70% населения.

Только научно-технический прогресс может обеспечить растущую потребность в повышении жизненного уровня населения Украины, создать высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Как пример можно привести Южную Корею, Китай. В Южной Корее внутренний валовый продукт за последние 20 лет увеличился более чем в 35 раз, и это достигнуто благодаря росту расходов на науку в 220 раз! В Украине же, при падении производства за первые пять лет реформ в 2 раза, финансирование науки уменьшилось в 10 раз! При этом 90% кредитов вложено в торговлю, а не в науку и производство. Развитые страны следуют в 21 столетие, а Украина развернулась назад в 18 столетие, тем самым подтвердив, что она следует к классическому дикому капитализму.

Наиболее эффективны способом борьбы с «теневой» экономикой, организованной преступностью и коррупцией является смена курса и идеологии реформ - это отказ от неолиберализма, монетарной экономической теории, отказ от программы «шоковой терапии», опора на концепцию Кейнса:

  • все ради производства,
  • научно - технического прогресса,
  • системное вмешательство государства в экономику, повышение дефицита бюджета до полной занятости населения,
  • рост заработной платы, для роста покупательской способности населения,
  • подчинение банковской системы интересам отечественного производителя,
  • повышение благосостояния населения.

Реформы, основанные на научно-техническом прогрессе, возрождающие собственное производство, где занятость направлена не только на подъем экономики, но и на укрепление духовности и морали, - это залог победы. Обеспечение выхода экономики Украины из кризисного состояния и стабилизации ее развития обосновал академик НАН Украины И. Лукинов. Инвестиционная политика в стабильном экономическом развитии, где, как отмечает И. Лукинов, определено направление при формировании инвестиционного климата для повышения конкурентоспособности производства в Украине, являет собой:

  • законодательное определение инвестиционной и инновационной политики и инвестиционной деятельности всех форм хозяйствования,
  • реализацию первоочередных приоритетных программ общегосударственного и регионального уровня на основе направленных ограниченных инвестиционных ресурсов,
  • создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств.

Кроме того, необходимым условием для формирования благоприятного инвестиционного климата является политическая и социальная стабильность в обществе со снижением степени риска для инвесторов, которая зависит от основных факторов, как-то:

  • финансовая стабильность,
  • юридическая и нормативная база в системе налогообложения и банковской деятельности,
  • обеспечение политической стабильности и поддержание на должном уровне безопасности для бизнесмена и компании.

Все эти условия необходимы как для отечественного, так и иностранного инвестора. Примером политической стабильности в вышеперечисленных факторах может являться Китай, где с 1980 года по 1996 г. объем ВПП и инвестиций вырос более чем в 5 раз. Доля инвестиций в валовом продукте КНР составляет 34%.

До настоящего времени не существует каких-либо опубликованных материалов, репрезентативных опросов представителей украинских предприятий, домашних хозяйств о неофициальной экономической деятельности. Вместе с тем результаты опроса Всемирного Банка, начиная с 2000 года, гласят: «Административное регулирование, включая налоговые инструкции, которые предоставляют контролирующим организациям большую свободу принятия решений, что является основной причиной того, что официально работающие предприятия добровольно платят органам власти и/или посредникам для избежания затруднений в своей деятельности. Это в первую очередь касается регулирования внешней торговли, аренды служебных помещений, а также инспекционных проверок финансовых органов, органов здравоохранения и пожарной охраны».

Результаты опроса руководителей малых и средних предприятий в 2004 году показывают, то такого рода «платежи» составляли 10-15% оборота предприятий, «платежи» осуществлялись за устранение препятствий в работе со стороны административных органов. Такие издержки можно интерпретировать как скрытый дополнительный налог на официальную хозяйственную деятельность, от чего зависит возможность заниматься ею на законных основаниях.

Результаты опроса владельцев частных предприятий показали, что в среднем только 47% объема вновь созданной стоимости учитываются статистикой и облагаются налогами, так что доля «теневой» экономики в данной сфере может быть и оценивается на уровне 11,3% "официального" показателя новой стоимости. Можно предположить, что на государственных предприятиях эта доля меньше и может составлять в среднем 35% (т.е. доля «теневой» экономики может быть оценена в 54% «официального» объема вновь созданной стоимости).

Согласно результатам опроса лиц, которые раньше или в момент опроса работали на государственных предприятиях, 70% из них имели неофициальную работу, полученный в результате доход в целом составлял более 50% совокупного дохода опрошенных. В качестве причин «неофициальной» экономической деятельности в опросах были названы (без ранжирования):

  • регулирование внешней торговли,
  • торговля валютой внутри страны,
  • высокий уровень инфляции,
  • высокая налоговая нагрузка,
  • частые изменения налогового законодательства.

С доходов, возникающих в теневой экономике, в большинстве случаев не платятся налоги и взносы по социальному страхованию. Если предположить, что сегодня доля теневой экономики составляет 50% и более от официального ВПП, а этот доход не облагается налогами на прибыль, на доходы физических лиц, налоги на добавленную стоимость в 2005 г. составляли около 25% официального ВПП.

Следовательно, интеграция лишь четвертой части «теневой» экономики в экономику официальную позволила бы покрыть бюджетный дефицит, укрепить систему соцстрахования, что могло быть стабилизационным фактором. Обязательными условиями уменьшения неофициальной экономической деятельности являются: низкая инфляция в течение длительного времени и макроэкономическая стабильность. Наличие огромных финансовых средств в руках "теневой" экономики порождает социально-экономические потрясения в Украине, растет безработица, происходит расслоение общества, за чертой бедности в Украине проживает около 80% населения, растет преступность, растут цены на продукты питания и первой необходимости, стремительно увеличиваются цены на энергоносители, как следствие этого растут цены на ГСМ и т. д.

О какой конкурентоспособности продукции, выпускаемой в Украине, может идти речь, если энергоносители, уголь, нефть завозятся в Украину по мировым ценам, а представители «теневой» экономики, в руках которых находятся все рычаги власти, используя дешевую, неучтенную рабочую силу, продолжают обогащаться. Исключение может составлять авиационная, космическая, оборонная промышленности, являющиеся конкурентоспособными на мировом рынке.

Итак, препятствием на пути инвестиций в Украине являются:

  • низкий международный рейтинг,
  • экономический кризис,
  • задержка, противоречие реформ,
  • частое изменение законов,
  • отсутствие государственных гарантий иностранным инвесторам,
  • слабость отечественного финансового рынка,
  • наличие огромного бюрократический аппарата,
  • частое отключение электроэнергии,
  • отсутствие современных автомобильных и железных дорог,
  • наличие высокого уровня коррупции и преступности.

Это далеко не полный перечень препятствий для иностранных инвесторов, стремящихся на украинский рынок.