Государственное регулирование внешнеэкономических связей

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – важный элемент механизма государственного регулирования экономики, который осуществляется с помощью методов тарифного и нетарифного влияния государства на основные формы международных экономических отношений (на международную торговлю, вывоз капитала, международные кредитные отношения, международные валютные (расчетные) отношения, международное производственное и научно-техническое сотрудничество, международную миграцию рабочей силы).

Ведущими сферами государственного регулирования внешнеэкономических связей является международная торговля, международные валютные отношения, международный рынок ссудных капиталов. Осуществляется государственное регулирование внешнеэкономических связей регулированием платежного баланса и его составной части – торгового баланса, изменением валютных курсов в соответствии с правилами Международного валютного фонда.

Первая попытка государственного регулирования внешнеэкономических связей – политика меркантилистов, которые считали, что государство должно регулировать внешнюю торговлю. Целью такого регулирования было накопление богатства (денег), что в эпоху раннего меркантилизма достигалось государственным ограничением внешней торговли, политикой протекционизма, т.е. высоких торговых пошлин на ввозимые из-за границы товары. Элементы протекционизма используются в государственной внешнеэкономической политике и ныне как метод защиты внутренних производителей от конкурентоспособных импортных товаров.

Не потеряла актуальности и политика поздних меркантилистов (фритредерство), направленная на развитие внешней торговли. Регулирующая функция государства в этом случае заключается в обеспечении положительного торгового сальдо, величина которого является показателем роста богатства государства.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – объективно и необходимо в современных условиях, поскольку:

  • предприниматели в области внешнеэкономической деятельности и специального производства намеренно пытаются снизить объемы товарооборота, чтобы скрыть определенную его часть от налогообложения, оставить часть валютной выручки за рубежом. Это причиняет ущерб государству, потому что не все средства поступают в государственный бюджет. Государство, таким образом, не может в полном объеме реализовать свои экономические функции, свою социально-экономическую политику;
  • из-за ограниченности сырья и энергетических ресурсов, высоких цен на соответствующие товары увеличивается стремление некоторых предпринимателей поживиться за счет государственного богатства. Это подрывает экономический потенциал и препятствует решению социальных проблем.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей направлено на:

  • обеспечение открытости вхождения экономики в мировое экономическое пространство на основе как традиционных, так и качественно новых форм интегрирования;
  • преодоление дискриминационной политики во внешней торговле стран, царящих в этой сфере и стремящихся к глобальному переделу мировых рынков. Такая политика направлена на создание закрытых региональных группировок, куда из определенных соображений не имеют доступа некоторые страны (примером может служить европейский рынок ЕС – 15 стран);
  • на обеспечение свободного перелива капиталов, совместного создания конкурентоспособных производств и транснациональных корпораций;
  • сотрудничество в научных исследованиях, особенно в отраслях, требующих многочисленных ресурсов, например, в космической отрасли;
  • использование иностранных кредитов (особенно инвестиционных);
  • государственную поддержку отечественных производителей, стимулирование производства товаров на внешний рынок, защиту от иностранных конкурентов, разработку стратегии поставки товаров на мировой рынок, повышение эффективности внешней торговли в целом;
  • создание условий, обеспечивающих надежный валютный и экспортно-импортный контроль;
  • снижение валютного долга;
  • сокращение дефицита платежного баланса.

Различают тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Их применение определяется экономическими и финансовыми условиями, задачами экспортно-импортной политики.

Тарифные методы основаны на использовании таможенных тарифов и таможенных сборов.

Таможенные тарифы – систематизированные по группам товаров пошлины, взимаемые в стране с импортированных, экспортированных или транзитных товаров и услуг. Обычно они устанавливаются на национальном уровне, но существуют единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Таможенные тарифы влияют на цену товаров, поэтому они должны быть научно обоснованы.

Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей:

  • количественное ограничение экспорта определенного сырья посредством лицензирования и квотирования, когда лицензии выдают в соответствии с установленными экспортно-импортными квотами;
  • запретительные пошлины, защищающие отечественных производителей от иностранных конкурентов;
  • прямое и качественное субсидирование экспорта, предоставление льгот отдельным производителям или регионам в соответствии с их спецификой или спецификой их товаров. При этом учитываются потенциальные возможности этих производителей или регионов и вклад в государственную казну;
  • государственное регулирование банковских расчетов посредством использования иностранных кредитов, валютного и экспортного контроля, сдерживания незаконного размещения валютной выручки за рубежом, регулирование бюджетных средств, необходимых для финансирования покупки иностранной валюты с целью удовлетворения потребностей в импорте.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется на законодательной основе. Государство должно привести в соответствие с международными нормами свои внутренние законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.