Анализ зарубежного опыта диверсификации экономики

В странах Юго-Восточной Азии основу промышленной политики составляет выход на мировой рынок потребительских товаров (одежды, тканей, обуви, бытовой радиоэлектроники и т.д.). Эти производства не требуют крупных инвестиций, они энергоэкономные и неметаллоемкие, опираются на традиционные промыслы и используют дешевую рабочую силу. С точки зрения долгосрочной перспективы действие указанных факторов ограничено, поскольку конкуренция со стороны других стран и, прежде всего, Китае, будет возрастать. Но уже сейчас эти страны играют большую роль в мировой торговле потребительскими товарами, освобождая частично от их производства страны Западной Европы и Северной Америки, которые наращивают свой промышленный потенциал за счет развития, в первую очередь, наукоемких отраслей – машиностроения, компьютеризации производства, сферы управления и услуг.

Многие страны служат сырьевым придатком высокоиндустриальных государств и специализируются, в основном, на добыче черных и цветных металлов, топлива, химического сырья. Эти отрасли (кроме добычи нефти и газа), трудоемкие, значит, опираются, прежде всего, на дешевую рабочую силу.

Развитие отраслевой структуры, сама структурная политика является важным фактором, определяющим динамику социально-экономического развития государства. Особенно возрастает роль структурного фактора в период кризисных явлений мировой экономики. Трудности экономического и социального характера, с которыми столкнулись многие европейские страны в период перехода к рыночной экономике, во многом вызваны значительными проблемами в развитии их отраслевой структуры, которые, накапливаясь, и стали выражением начала кризиса в структурной политике европейских стран.

Выбор концепции структурного развития экономики зависит от объединения объективных факторов, таких, как:

- наличие ресурсов, сырья для производства, в том числе трудовых и финансовых;

- прогнозирование общественных потребностей в выпуске конечного продукта в соответствующих пропорциях, учитывающих потребности международного рынка.

Именно формирование экономики рыночного типа, начавшееся, в европейских странах, по иному поднимает вопрос про механизм замены и оптимизации отраслевых структур.

Рынок, в отличие от жесткого планирования, преобладавшего до недавнего времени во многих европейских странах, рождает объективные ориентиры для развития отраслевой структуры экономики, в основе которых заложены именно конечные общественные потребности в ресурсах и продукции.

В связи с тем, что рыночный механизм стран с переходной экономикой находится в стадии формирования, система объективных критериев, учитывающих все потребности, еще не сложилась, однако ее отдельные признаки уже сложились.

Исследования изменений структурной политики стран с развитой рыночной экономикой показали, что они направлены на повышение эффективности функционирования промышленного комплекса с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособной национальной экономики.

Известно, что снижение конкурентоспособности продукции США в 60-х - 70-х гг. в связи с утратой качества продукции привело к тому, что в период, начиная с 1974 г. и до начала 1980-х гг. часть промышленной продукции на мировом рынке сократилась почти на 1/3 при снижении объема экспорта. Поэтому необходимо было решить вопросы активной промышленной политики, ориентированной на высокоэффективные структурные изменения, увеличение объемов производства, качества продукции, усиления конкурентоспособности экспортного потенциала.

Рассматривая структурную политику Франции, можно отметить, что она объединяет два тактических направления:

- государственные методы влияния общего характера (фискальная, валютная, бюджетная политика на среду функционирования частных и кооперативных предприятий), ограничение цен, поддержка экспорта;

- активную государственную поддержку предприятий промышленного комплекса, включающую систему государственных контрактов, заказов, создание льготного режима для национальных предприятий. Очень важна основная черта промышленной политики Франции - высокий уровень государственного регулирования, особенно, в принятии стратегических решений развития промышленного комплекса и основных направлений научно-технического прогресса.

Достойно изучению и тенденции промышленной политики Японии, характерная черта которой – этапное решение конкретных целей и заданий. Главная черта послевоенного развития заключалась в развитии приоритетных и наукоемких производств, повышение технического уровня базовых отраслей промышленности (это, прежде всего угольная, рыбная, текстильная промышленность).

С середины 60-х – начала 70-х гг. развитие экономики Японии характеризуется приоритетным развитием новейших технологий и государственной поддержкой перспективных научно-исследовательских программ. Это направление приоритетно и на современном этапе промышленной политики Японии.

Модель укрепления экономики Германии базируется на государственном регулировании с ориентацией на потребление с обеспечением условий для инвестирования, контроля внутреннего рынка и защиту национальных производителей. Современная промышленная политика Германии более жестокая, чем в США, но либеральнее, чем в Японии и Франции. Она характеризуется высоким уровнем кооперации, диверсификации и согласованности действия предприятий всех форм собственности при преобладании частного сектора, государственной поддержкой развития научно-технических исследований, уделения внимания региональному управлению, защитой внутреннего рынка от иностранной конкуренции, уменьшением налогового давления, финансовой поддержкой предприятий.

Анализируя структурные преобразования в некоторых зарубежных странах можно обобщить типовые черты современной промышленной политики, что дает возможность изучить и использовать их в реструктуризационный период экономики:

1. Государственный контроль развития ведущих отраслей экономики и привлечения инвестиций.

2. Финансовая поддержка отечественного производителя.

3. Поощрение, разработка и реализация международных инновационно-инвенстиционных программ.

4. Поддержка развития наукоемких производств с применением достижений научно-технического прогресса.

5. Проведение внешнеэкономической деятельности с учетом национальных интересов.

6. Создание законодательно-правовой базы реструктуризации.

7. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.