Значение контроллинга в развитии функциональных подсистем региона

Во внутренней среде региона формируются функциональные подсистемы, которые активно взаимодействуют друг с другом и вносят свой вклад в приращение конкурентоспособности региональной экономической системы. Для анализа вклада таких систем в приращение конкурентоспособности территории, а также для обеспечения корректной стратегической траектории их развития востребованы инструменты одного из перспективных направлений современной экономической науки – контроллинга. Данные аспекты в полной мере раскрывает статья [1], в которой представлены инструментальные возможности контроллинга в развитии функциональных подсистем региона.

В настоящее время во внутренней среде регионов современной России складываются качественно новые структурные образования – функциональные подсистемы, что является одним из результатов интенсивного системного развития региональных экономических отношений и обозначает новый уровень институционального упорядочивания и структурной реорганизации внутренней среды территорий. Формирование указанных структурных образований предполагает появление качественно нового слоя экономических задач, для решения которых востребованы соответствующие методологические подходы и инструментальные возможности. Поскольку функциональные подсистемы представляют собой синтетические объекты, обладающие многими сторонами и возникшие в процессе интеграционного взаимодействия, то для решения указанных задач необходимо использовать соответствующие эвристические возможности современных научных подходов, сложившихся на стыке смежных направлений современной науки [2].

Создавая в своей внутренней среде структурные образования, региональная экономическая система получает следующие дополнительные возможности:

  • во-первых, обретает качественно новое состояние динамического равновесия, соответствующее сложившимся в ее внутренней среде зонам интенсивного развития, созданным с помощью указанных образований;
  • во-вторых, оптимизирует совокупные издержки обеспечения потребностей территориального развития, не затрагивая при этом интересы других структурных образований, что предполагает соответствующее снижение издержек всех участников процесса структуризации во внутренней среде [3];
  • в-третьих, внутренняя структуризация преобразует характер процесса развития региональной экономической системы, поскольку в ее условиях приоритет отдается территории, что приводит к повышению уровня сбалансированности и приращению конкурентоспособности региональной экономической системы.

Функциональные подсистемы являются наиболее сложным продуктом структуризации внутренней среды региона, вбирая в себя те достижения, которые свойственны кластерам, новым промышленным районам, особым экономическим зонам. В то же время функциональные подсистемы представляют собой зрелое воплощение системного подхода к организации отношений внутренней среды региона. В данном отношении они противостоят стремлению крупных корпораций превратить хозяйственное пространство региональных экономических систем в свою ресурсную площадку, а также взять под контроль процесс развития территории. Однако наиболее сложный продукт структуризации внутренней среды региона нуждается в адекватных инструментах своего развития. Одним из таких инструментов стал контроллинг, изначально получивший развитие в процессе управления отдельной коммерческой организацией [4]. Раскроем его возможности применительно к заявленному объекту.

Как известно, контроллинг оформился, а также получил широкое признание и распространение довольно поздно, в 80-х гг. ХХ века. Вместе с тем, основополагающая идея контроллинга – идея организационного управления издержками – появилась гораздо раньше, в конце XVIII в. В современной России контроллинг появился в одно время с другими результатами рыночных преобразований, то есть в начале 90-х гг. ХХ века. Характерна четкая связь контроллинга с крупными корпорациями, обладающими разветвленной и сложно устроенной внутренней средой, для упорядочивания и рациональной структурной организации которой востребованы соответствующие инструменты. Вместе с тем, контроллинг постепенно выходит за пределы крупных корпораций и начинает использоваться в практике управления местным хозяйством, региональными экономическими системами и другими пространственно распределенными системными образованиями [5].

Отметим частный, спорадический характер обращения экономической науки и практики к возможностям контроллинга, о чем свидетельствуют:

  • малочисленность оригинальных научных и прикладных разработок по данной тематике, что соответствует «догоняющему» типу развития и преобладанию заимствования научных подходов и механизмов управления;
  • господствующее отношение к контроллингу как к набору разрозненных методик и инструментов, позиционирование его за пределами системного подхода;
  • выборочное применение отдельных приемов контроллинга (выделим в данном отношении учет по видам затрат, методики корпоративного контроля, расшифровки данных учета для руководителей корпорации).

Оценивая потенциал контроллинга применительно к функциональным подсистемам региона, правомерно акцентировать внимание на следующих аспектах:

  • адаптации контроллинга к условиям нестабильности внешней среды, что привносит дестабилизацию во внутреннюю среду и дополнительно актуализирует формирование и развитие в ней упорядоченных структурных образований;
  • ориентации контроллинга на системное управление экономическими отношениями, повышение гибкости применяемых механизмов управления;
  • проведении преемственной линии между контролем прошлых состояний, анализом текущих состояний и прогнозированием сценариев будущего развития;
  • лежащей в основании контроллинга необходимости непрерывного отслеживания совокупности изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации, поиск взаимосвязей между указанными изменениями, обоснование четко продуманной системы решений и конкретных действий по обеспечению конкурентоспособности организации или пространственной системы, в том числе – в кризисных ситуациях (данный аспект весьма востребован для большинства региональных экономических систем современной России, относящихся к депрессивному типу);
  • стратегической нацеленности контроллинга на последовательное усложнение процесса управления, что требует разработки соответствующих механизмов координации внутри развивающихся систем;
  • способности контроллинга проявлять эффективность в условиях хронического дефицита информации, наличие у него методик установления достоверности информации, ориентация на создание специальной системы информационного обеспечения процесса управления;
  • накопленном в сфере контроллинга опыте синтеза, интеграционного взаимодействия методик и инструментов, относящихся к различным областям знания и практической деятельности при подготовке и обосновании управленческих решений.

Уточняя возможности контроллинга применительно к управлению функциональными подсистемами региона, отметим, что потребность в его использовании в исследовании и практическом решении проблем структуризации внутренней среды региональных экономических систем в условиях вхождения России в состав ВТО возрастает в силу растущей нестабильности мировых рынков, необходимости коррекции прежней стратегической траектории развития национальной экономики, переплетения совокупности кризисных факторов. В процессе территориального управления, в том числе и в связи с выделением во внутренней среде региона функциональных подсистем продовольственного, туристско-рекреационного, транспортного и иных профилей, усиливаются позиции системного прогнозирования, растет потребность в мониторинге изменений, происходящих во внешней и внутренней средах региональных экономических систем, актуализируются задачи создания механизмов стабилизации с целью обеспечения устойчивого развития и обретения регионом новых конкурентных преимуществ в условиях концентрации кризисных факторов [6].

Следует отметить, что контроллинг только начинает развиваться в пространстве территориального развития, постепенно осваивая его и обретая в нем конкретные возможности и ограничения. Отсюда – множество дискуссионных вопросов применения контроллинга в поле регионального исследования. Выделим ряд новых возможностей, открывающихся перед контроллингом в связи с формированием и развитием функциональных подсистем региона.

На современном этапе развития экономики расширяется само понятие контроллинга – функции учета и мониторинга дополняются функциями подготовки управленческих решений, оценки результатов развития территории. Прежний локальный инструмент становится системным, обобщающим в себе результаты развития ряда направлений территориального менеджмента, что открывает качественно новые возможности для роста конкурентоспособности региональных экономических систем [7]. Раскроем указанные возможности.

Во-первых, утверждается концептуальное представление внутренней среды региона как сетевой организации отношений. Отметим в данном отношении, что концепция реинжиниринга бизнес-процессов, развивающаяся с середины 80-х гг., преодолевает границы отдельных организаций, субъектов рынка, холдингов и оперирует цепочками процессов, охватывающих многообразие отношений подсистемы. Эта концепция в настоящее время используется в целях управления разветвленными системами, обладающими множеством точечных субъектов. С точки зрения современной редакции системного подхода, важно рассматривать сети, в которые включены те или иные субъекты, как целостность, поскольку императивом современной конкуренции становится формирование сетевых конкурентных преимуществ, в которых комбинируются и переплетаются вклады единичных экономических субъектов. На мировом рынке в конкурентное взаимодействие вступают вовсе не отдельные функции, бизнес-процессы или организации, а выстроенные сетевые структуры. Соответственно, планирование, контроль и информационное обеспечение должны охватывать сеть в ее целостности.

Во-вторых, происходит наполнение понятия контроллинга качественно новым содержанием. Если изначально контроллинг охватывал задачи, возникавшие в сфере учета и финансов, то затем сюда добавились задачи эффективного контроля и оптимизации использования финансовых ресурсов; в дальнейшем указанный круг задач обогатился задачами сценарного прогнозирования и др. Правомерен вывод о том, что расширение круга задач означает функциональное обогащение контроллинга; при этом в сфере разработки задач управления функциональными подсистемами следует акцентировать внимание на информативной функции, позволяющей обеспечить потребности управления динамично развивающейся подсистемой, связывающей воедино потоки разнообразной информации о состоянии отдельных экономических субъектов, локальных рынков, инвестиционной экспансии или оттоке капитала, миграции трудоспособного населения, жилищном строительстве и т.п. [8].

В-третьих, следует учитывать, что процесс структуризации внутренней среды региональной экономической системы изменяет способ организации указанной среды, в том числе усиливает поляризацию хозяйственного пространства, усугубляя разрывы между зонами активного роста и зонами депрессивности. Глубокие различия в достигнутых уровнях и потенциале развития отдельных территориальных систем накладывают отпечаток на протекающие в их внутренней среде структурные процессы, корректируя возможности контроллинга и ставя перед ним новые задачи. Выделим в данном отношении задачу обеспечения симметрии регионального развития. В данном отношении контроллинг призван стать инструментом стабилизации и единой стратегической направленности территориального развития, что предполагает:

  • разработку программы необходимых нововведений для реализации общей территориальной стратегии в условиях локализации функциональных подсистем;
  • оценку согласованности результатов предшествующего развития, программы структурных нововведений и отдаленных стратегических целей, связанных с данными нововведениями;
  • принятие решений о согласовании целей и интересов различных функциональных подсистем под углом зрения обеспечения интересов доминирующей по отношению к ним системы региона.

Литература:

  1. Баликоев А.А. Контроллинг в развитии функциональных подсистем региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – №1. – С. 48-52.
  2. Ермоленко А.А. Учет в системе экономического знания. – Краснодар: ЮИМ, 2008.
  3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
  4. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. – М.: Изд-во МГУ, 2010.
  5. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации // Экономическая библиотека. URL: http://economy-lib.com.
  6. Захарова Е.Н., Ляушева С.А. Эволюция экономической природы торговли в «экономике, основанной на знаниях» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. –2012. – №1. – С. 254-259.
  7. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. – М.: Бератор-Пресс, 2009.
  8. Чернявская С.А., Ермоленко А.А. Метод формирования продовольственной подсистемы региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. – 2011. – №3. – С. 47-53.