Качество труда работников организации как инструмент эффективного хозяйствования

Развитие инновационной экономики ставит во главу угла исследование категории качества труда как важнейшей методологической сущности, адекватной современному уровню развития экономики. Обобщение сложившихся теоретических взглядов ученых-экономистов позволило сформулировать свое видение на категорию качества труда, раскрыть его структуру и определить основные факторы, влияющие на него. Мнения теоретиков на тему качества труда сводятся по существу к рассмотрению этой категории как критерия распределения по труду. Считаем, что в настоящей практике хозяйствования подходы к качеству труда должны быть шире.

Качество труда предлагаем рассматривать как социально-экономическую категорию, отражающую совокупность взаимоотношений по поводу процесса труда и его результатов для обеспечения целей экономии овеществленного и живого труда, создания условий для полной реализации возможностей работников. В данном определении подчеркиваем особую значимость экономии овеществленного и живого труда, а также реализацию возможностей работников, которые и обеспечивают успех деятельности организации на рынке. Зарубежная практика хозяйствования ориентацию на человека уже несколько десятилетий ставит во главу во главу своей деятельности.

Развитие деятельности розничных торговых организаций предопределила необходимость разработки механизма стимулирования повышения качества труда работников этих организаций. На основе имеющихся теоретических знаний по данной проблеме и сложившейся практики хозяйствования определены цель, объект, субъект, принципы, функции и экономические инструменты данного механизма. В рамках механизма стимулирования повышения качества труда нами выделена модель стимулирования повышения качества труда, разработаны методики анализа качества торговой организации и стимулирования повышения качества труда.

Так модель стимулирования повышения качества труда торговой организации, включает в себя следующие элементы: подбор, подготовку кадров и повышение их квалификации, развитие творческой активности, исключение монотонности и повышение содержательности труда, нормирование, мотивацию и материальное стимулирование, разработку показателей индивидуальной оценки качества труда для стимулирования его повышения. Ключевыми параметрами модели считаем мотивацию труда и материальное стимулирование. Введение именно этих составляющих в модель определено, во-первых, структурой качества труда и особенностями его организации.

Внешнее воздействие на модель проявляется через включение в нее потребителей, которые, в конечном счете, и определяют изменения в содержании моделируемого объекта, коим является повышение качества труда. А с точки зрения существующих научных подходов качество труда ориентировано по своей цели на потребителя. В рамках организации, безусловно, стимулирование повышения качества труда должно быть нацелено на каждого работника, который в свою очередь ориентируется на потребителя.

Практически все элементы модели предусматривают существование обратной связи и тем самым воздействуют друг на друга. Предлагаемая модель позволяет изучать наиболее общие закономерности в развитии стимулирования повышения качества труда. При этом задачи управления всеми элементами по существу сводятся к их совершенствованию.

Весь процесс делится на ряд наиболее значимых составляющих, в модели показывается их взаимосвязь и взаимодействие. Исследование связей в данной модели позволило подчеркнуть, что экономической основой стимулирования повышения качества труда выступают интересы работников во взаимной увязке с интересами организации. В целях повышения эффективности деятельности организаций торговли на рынке для оценки качества труда работников организации разработаны методические подходы к анализу качества труда. Методика определяет цель, задачи анализа, предполагает изучение показателей качества труда в динамике, рассмотрение факторов его определяющих, изучение эффективности качества труда и разработку мероприятий по повышению качества труда, в т. ч. и по его стимулированию.

Частные показатели качества труда торговых организаций, исходя из структуры категории качества труда, рассмотрены нами с точки зрения их классификации на показатели, характеризующие: изменения овеществленного труда, изменения живого труда и реализацию возможностей работников. Кроме того, в методике отмечены показатели, позволяющие стимулировать повышение качества труда работников. Отдельным звеном данной методики рассматривается модель эффективности качества труда торговых работников, в которой предполагается ее исследование через призму соотношения полезного эффекта живого труда и затрат на воспроизводство его качественных свойств.

Стимулирование повышение качества труда целесообразно строить на научно обоснованных критериях оценки деятельности каждого работника. В торговых организациях продавцы занимают наибольший удельный вес в общей численности торговых работников и их труд в наибольшей степени нацелен на качество торгового обслуживания покупателей, поэтому в методике стимулирования повышения качества труда для оценки деятельности продавцов предложен индивидуальный показатель качества труда, который отражает возможности совершенствования качества процесса и результата труда и может быть использован для поиска резервов развития организации и индивидуализации оплаты труда.