Управление персоналом государственной службы. Формирование профессионализма

Понятие профессионализма с позиции акмеологического подхода

Понятие профессионализма, в общем понимании, означает овладение основами и глубинами какой-либо профессии. Научный подход к понятию «профессионализм» предусматривает, что деятельность специалиста соответствует некоторым требованиям, которые являются внеиндивидуальными. В некоторых исследованиях внимание сосредоточивается на том, что в профессионализме следует различать нормативные требования профессии к личности. В этом случае речь идет о профессионализме как совокупности личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения деятельности. Такое понимание условно можно назвать «нормативным профессионализмом». Когда же речь идет о том, что человек имеет необходимый нормативный набор психических качеств, профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека.

Особого внимания заслуживает акмеологический подход к профессионализму. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин, она изучает закономерности и механизмы развития человека на грани его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня развития. Вершина зрелости – АКМЕ – это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития. Это состояние характеризует, насколько человек состоялся как гражданин, как специалист своего дела, как личность. При этом имеются в виду, прежде всего, достижения в развитии, поскольку с древнегреческого «быть в АКМЕ» означает быть в полном цвете (цветущая пора), на высшей ступени развития.

С позиции акмеологического подхода, обобщенная категория профессионализма должна рассматриваться в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного. Отсюда выделяется профессионализм деятельности и профессионализм личности. Профессионализм деятельности – это качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, овладение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет достичь высокой производительности. Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных качеств, личностно-деловых качеств, акмеологический инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Приведенное понимание сущности профессионализма позволяет решать задачи личностно-профессионального развития до уровня мастерства и профессионализма. Оно осуществляется по направлениям, которые отражают структуру профессионализма.

Структура (уровни) профессионализма

Необходимым условием формирования профессионализма является наличие профессиональной системы требований к каждому виду деятельности. Система требований имеет свою иерархическую структуру. Самый простой уровень – требования к конечному результату деятельности. Средний уровень – система требований к процессу получения этого результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов, определенных технологий). Сложный уровень – система требований к организации процесса получения результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов при определенном типе разделения труда). Самый высокий уровень, сохраняющий все предыдущие требования, акцентирует внимание на системе требований к критериям организации процесса получения результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью определенных методов при определенном типе разделения труда, который выбирается в соответствии с определенными критериями).

В рамках акмеологического подхода выделяют два уровня профессионализма:

  • уровень решения управленческих задач;
  • уровень решения управленческих проблем.

Эти уровни, в свою очередь, делятся на несколько подуровней. Переход с одного уровня на другой определяется степенью владения культурой рефлексии или системой норм, созданных на основе интеллектуальных ценностных критериев.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, то есть в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из состояния сложной ситуации. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать, чтобы его найти, и может это сделать – это также уровень решения задач, но еще более сложный.

Управленческая проблема будет заключаться в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как выйти из сложившейся ситуации. Умение выяснить, а потом и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности может быть охарактеризован:

  • требованиями, предъявляемыми к самой управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне);
  • требованиями, которые выдвигаются к профессионалу-управленцу этого уровня.

Уровни и подуровни профессионализма персонала государственной службы

Остановимся более подробно на указанных уровнях профессионализма персонала государственной службы.

  1. Уровень решения управленческих задач. Этот уровень можно назвать исполнительским звеном в управлении. Он характеризуется умением государственного служащего реализовывать имеющиеся управленческие решения. Рост профессионализма управленца соответствует его переходу с одного подуровня на другой. Направление перехода задает требование обеспечить надежность и ответственность в непредсказуемых условиях. Каждый последующий подуровень, сохраняя возможности (фундамент) предыдущего, имеет свои отличительные черты. Переход внутри каждого подуровня соответствует количественному и качественному усложнению действий управленца.
    • Успешная реализация конкретного управленческого решения. Управленческая деятельность позволяет преодолевать затруднения в исполнительской деятельности. Это самый простой уровень профессиональной управленческой деятельности, который свидетельствует о том, что управленец знает, когда нужно ввести управленческое решение, знает содержание этого решения и может все это выполнить. Самый простой вариант: государственный служащий имеет одну схему действий в определенной ситуации, и каждый раз, когда возникает подобная ситуация, чиновник действует по этой схеме. Пример непрофессионализма этого подуровня: государственный служащий имеет одну схему управленческих действий и применяет ее во всех подходящих и неподходящих ситуациях.
    • Успешная реализация типового управленческого решения. На этом подуровне государственный служащий должен уметь преодолевать любые затруднения в исполнительской деятельности в пределах выделенного времени, не прилагая особых усилий. Подуровень характеризуется тем, что чиновник имеет набор типовых решений для устранения затруднений, имеет представление об условиях, в которых применяется каждое из решений, и в случае необходимости выбирает наиболее подходящее и реализует его. Пример непрофессионализма этого подуровня: во время изменения внешних условий выбранное ранее решение не меняется или, если оно соответствует ситуации, реализуется по схеме другого решения.
    • Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий. Этот подуровень предполагает способность государственного служащего рефлексировать по поводу собственных действий и в случае выявления несоответствия между реальными и необходимыми действиями корректировать их, что способствует нахождению правильного решения. Государственный служащий этого подуровня способен контролировать не только результаты своих действий, но и сам процесс реализации решения. Вводится процессуальная характеристика его действий, она становится такой, что замечается и фиксируется. Пример непрофессионализма этого подуровня: неоправданная смена решения во время его осуществления: сначала реализовывалось одно решение, когда возникли определенные трудности, это решение отбрасывается как непригодное, вместо него реализуется другое.
    • Успешная реализация типового управленческого решения с его тактической коррекцией. На этот подуровень управленец переходит, когда может локально изменять решения путем выявления элементов, которые необходимо оставить, и элементы, которые необходимо изменить, что позволяет адаптировать решение к конкретной ситуации. Пример непрофессионализма этого подуровня: изменение части решения, что противоречит всему решению, или такое изменение решения, который делает вообще невозможным его реализацию, разрушает его.

    Проходя все этапы профессионализма первого уровня, чиновник готов к переходу на более сложный уровень профессионализма – уровень решения проблем.

  2. Уровень решения управленческих проблем. Общая характеристика уровня сводится к следующему: этот уровень профессионализма в управлении предполагает умение управленца принимать новые, нетривиальные решения. В этом уровне можно выделить несколько подуровней:
    • Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими. Государственный служащий приобретает опыт управления процессом деятельности, который существенно изменяется, опираясь на приобретенный ранее опыт управления. Пример непрофессионализма этого подуровня: управленец управляет процессом деятельности, который меняется, не учитывая результаты изменений.
    • Самостоятельное нарушение и снятия проблем. Чиновник приобретает способности самостоятельной проблематизации и депроблематизации, опираясь на предыдущий опыт. Любая достаточно серьезная перемена в деятельности перестает быть сложностью, воспринимается адекватно. Пример непрофессионализма этого подуровня: смена деятельности без достаточных на то оснований, постоянное экспериментирование.
    • Полная самоорганизация рефлексии. На этом подуровне государственный служащий приобретает способность легко переходить с одного подуровня на другой в зависимости от ситуации. Он умеет решать проблемы путем нахождения правильных решений и одновременно может выполнять простые задачи. Возникает некоторая завершенность, целостность выполнения деятельности.

Механизм перехода между уровнями профессионализма. Рефлексия

Перейдем к рассмотрению механизма, который обеспечивает переход с одного подуровня на другой. Проведенные некоторыми авторами исследования реальной управленческой практики позволяют однозначно утверждать, что механизмом перехода управленца от одной ступени профессионализма на другую является рефлексия. Рефлексия – это психический механизм, обеспечивающий существование человеческой деятельности. Он не ограничивается наличием у человека мышления, сознания, самосознания, воли или других психических механизмов. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование человеческой деятельности как источника существования самого человека. Рефлексия – это внутренняя часть деятельности, ее психологическая часть. Предпосылки рефлексии заложены природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной связи – рефлексов. Но до становления полноценной рефлексии психика человека должна преодолеть определенный путь.

Запуск рефлексии происходит в условиях возникновения затруднения во время деятельности. Затруднение – незавершенность определенного действия, вызванное определенными препятствиями относительно начала действия. Где возникла преграда, там появляется функция рефлексии как необходимость снятия затруднения с помощью специальных аналитических процессов. Конечный результат рефлексии – измененный проект действия, в котором снято затруднение.

В рефлексии выделяется три функции: исследование, критика и перепроектирование. Исследования – реконструкция ситуации затруднения, построение представления о том, что произошло. Критика – выявление причины затруднения и ее развертывание во времени. Перепроектирование – деформация образа действия так, чтобы новое действие осуществлялась без затруднений.

Способность к рефлексии как специальному типу анализа своей деятельности является основой профессионализма государственного служащего как управленца. Следует подчеркнуть, что эта способность является универсальной относительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур и функций. Деятельность и рефлексия находятся в неразрывном единстве: изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменению в рефлексии, изменения в рефлексии ведут к изменениям в деятельности.

Выводы

Таким образом, категория профессионализма персонала государственной службы является многоаспектной и рассматривается многими исследователями разных отраслей науки. Акмеологический подход к профессионализму, с одной стороны, характеризует это понятие в диалектическом единстве проявлений деятельностного и личностного – профессионализм деятельности и профессионализм личности; а с другой стороны, констатирует наличие профессиональной системы требований к осуществляемой деятельности.

Отдельным блоком проблем является структура и содержание профессионализма с позиции уровней его развития. Выделяют два уровня профессионализма: уровень решения управленческих задач, уровень решения управленческих проблем, которые делятся на несколько подуровней. Уровни профессионализма позволяют охарактеризовать личность отдельного государственного служащего (будущего или уже успешно работает на посту) с позиции глубины понимания своих возможностей на посту, развития индивидуального стиля деятельности на должности и т.п.

Уровень решения управленческих задач представляет собой «базовый» уровень профессионализма и характеризуется умением государственного служащего реализовывать имеющиеся управленческие решения (этот уровень можно назвать исполнительским звеном в управлении). Уровень решения управленческих проблем является развитием предыдущего уровня и характеризуется умением управленца принимать новые, нетривиальные решения.

Осмысление уровня своего развития с позиции профессионализма деятельности предоставит как претенденту на должность, так и работающему государственному служащему возможность более глубокого понимания требований должности к лицу, позволит «расставить ориентиры», которые покажут направления развития на должности и создадут условия для формирования качеств профессионала в отдельной личности.