Управление персоналом государственной службы. Профессиональная миссия

Формирование любого профессионала начинается не с усвоения специальных знаний, а, прежде всего, с осознания статуса профессии в обществе. Специфика государственно-управленческой деятельности, связанной с выполнением общественных функций государства, определяет особое понимание сущности публичной службы, ее профессионального назначения, что, в свою очередь, является важной составляющей становления личности государственного служащего и должностного лица местного самоуправления. Актуальность исследования вопросов профессиональной миссии государственных служащих связана с ее влиянием на формирование мировоззрения персонала публичной власти, в котором фиксируются ценностные, нормативные, функциональные, то есть этические аспекты профессиональной деятельности.

Смысловым ядром государственной службы является принцип служения народу. Профессиональная миссия представителей публичного администрирования раскрывается через понимание и осознание обществом сущности и назначения государственной службы. Традиционно связанная с реализацией государственной власти, она является важным элементом «государственного механизма», а государственный служащий в отношениях с населением является профессиональным управленческим работником, непосредственным представителем государственной власти, носителем государственно-властных полномочий.

Анализируя определение государственной службы и государственных служащих с позиции теории государства и права можно выделить следующие подходы:

  1. служба как деятельность, прежде всего, властно-управленческого характера, а служащий, прежде всего, как управленческий работник, носитель государственно-властных полномочий;
  2. служба как отрасль общественного разделения труда, а служащий как специалист по управлению;
  3. служба как разновидность интеллектуального труда, а служащий как интеллектуал;
  4. служба как обслуживание интересов государства и общества, а служащий как лицо, осуществляющее обслуживающую деятельность;
  5. служба как деятельность, содержанием которой является воздействие на людей, а служащий как лицо, работающее с людьми;
  6. служба как деятельность, предметом которой является информация, а служащий как лицо, непосредственно работающее с информацией;
  7. служба как разновидность профессиональной деятельности, а служащий как профессиональный работник;
  8. служба как выполнение задач и функций государства, а служащий как работник, осуществляющий определенные функции (функционер);
  9. служба как функционирование специально созданного института – аппарата и механизма государства, а служащий как лицо, занимающее должность в государственном органе или организации;
  10. служба как практическая реализация компетенции государственных органов, а служащий как лицо, которое непосредственно осуществляет полномочия, предусмотренные должностью;
  11. служба как деятельность, урегулированная законодательством, а служащий как лицо, наделенное специальным правовым статусом;
  12. служба как деятельность, которая оплачивается из средств государственного бюджета, а служащий как лицо, получающее денежное вознаграждение из государственных средств.

При этом государственная служба – это не только управленческий или административный, но еще и социальный институт, ценность которого заключается в том, насколько она удовлетворяет потребности человека и помогает ему в жизни. Таким образом, формально обеспечивая интересы государства и реализуя функцию государственного управления, государственная служба тем самым направляет свое служение не на само государство как таковое, а на общество и граждан и, таким образом, несмотря на свою принадлежность к системе государственной власти, должно ориентироваться, прежде всего, на удовлетворение общественных потребностей.

Таким образом, мы подходим к определению профессионального назначения государственных служащих как общественного служения, которое воплощает в себе особенности публичной службы и является не только декларацией ее в обществе, но и выражением тех требований, которые граждане, общественность, общество должны предъявлять к персоналу публичной власти.

В связи с этим встает непростой вопрос об общественном служении. Отметим, что понятие «общественное служение» не приобрело статуса полноправного среди других понятий современной науки. Оно является не только основой профессионального назначения государственных служащих, но и важной характеристикой моральной зрелости его личности. Общественное служение может быть частью общечеловеческой сущности или предусмотрено профессией.

Рассмотрение данной характеристики как составляющей личности государственного служащего связано как с профессиональным, так и с его общественным назначением и предусматривает чувство долга не только перед своей страной, народом, но и в отношении людей, внутренней необходимости служения им.

В этической плоскости проблема «служения» является ключевой, и ее так или иначе рассматривали большинство древних философов, которые исследовали проблематику отношений между властью и обществом. Еще китайский философ Конфуций решение проблем управления усматривал в этико-психологической направленности деятельности правителя, который должен служить своему народу и править с помощью личного нравственного примера. Н. Макиавелли рассматривал процессы государственного управления как общественное явление, основанное на знании человеческой природы и ее интересов. Б. Спиноза главной задачей государства считал обеспечение гармонии в отношениях и интересах, а также создание надлежащих условий для совместной жизни и совместной деятельности людей.

Наше общество почти не знакомо с моралью общественного служения. Рядовой гражданин считает, что «общественное служение» - это либо идеологическая выдумка, или лицемерие. И суть служения противоречит стремлению человека к власти над людьми и вещами. Оно требует жертвенности.

Несмотря на недостаточное внимание к этой теме, общественное служение человека сопровождает его на протяжении всего человеческого бытия. Даже без предварительной подготовки мы служим людям в связи с нашей человеческой сущностью. В некоторых сферах общественной жизнедеятельности без этого невозможно обойтись. Таким является служение людей в семье.

Иногда служение предусмотрено профессией, когда человек не бездумно, механически выполняет свои функции, а отдается делу всей душой. Особенно важно и необходимо такое служение в работе с людьми. Например, профессии врача, педагога, социального работника невозможны без осознания своего общественного долга и общественного служения. Такова миссия каждого, кто работает с людьми, как руководителя трудового коллектива, так и продавца в магазине. Ежедневное общение с людьми в соответствии с обязанностью профессии постепенно уничтожает чувство общественного назначения, служения. Еще сложнее с общественным служением в системе государственного управления. Если в семье мы отдаемся служению даже неосознанно, поскольку оно идет от внутреннего естества человека, его духовной сущности, то на уровне управления государством, на уровне политической деятельности общественное служение должно иметь рациональный характер. Ведь содержание и технология политической деятельности связаны с большими соблазнами материальной корысти, тщеславия, власти. Недаром Ф. Ницше подчеркивал, что сущностью человека является стремление к власти, которая является противоположностью служению, поскольку власть предполагает владение и манипулирование людьми, а служение предполагает готовность нести бремя общественного непонимания, бездоказательных публичных обвинений.

В то же время любой труд как социальный феномен является служение другому. Например, если хирург спас жизнь человека, пожарный выхватил из пламени младенца – они чувствуют благородство и необходимость их труда. Благодарность конкретных людей, общественная оценка поступков или труда мотивируют к более качественному выполнению своих обязанностей. Должностные лица органов публичной власти, решая конкретные проблемы граждан, предоставляя им управленческие услуги, принимая решения в интересах общества, также относятся к категории людей, которые непосредственно служат другим, что должно стать дополнительным стимулом для их собственной самореализации.

Таким образом, общественное служение – это, прежде всего, чувство долга. А оно особенно проявляется у тех людей, которые полностью отдали себя общественной деятельности. Поскольку деятельность публичного администратора проходит на глазах общества, то он должен не только ответственно выполнять собственные обязанности, но и соблюдать моральные нормы, что связано с чувством долга не только перед своей страной, народом, но и в отношении людей, внутренней необходимости служить им.

Анализируя различные подходы к пониманию социальной сущности государственной службы, следует учитывать особенности ее эволюции от традиционных форм до современных либеральных стандартов. При этом отмечается наличие общей для большинства из них черты: профессиональная миссия персонала публичной службы имеет общественный характер и заключается в служении народу, государству, гражданам, в формировании общественно-политических и государственно-правовых предпосылок связи публичной службы с обществом. Так, в Германии действует самая старая система государственно-служебных отношений в Европе, основу которой составляют «особые служебные отношения верности». С этим связано использование специфического термина, который дословно переводится именно как «государственная служба».

Своеобразным эталоном классической организации государственно-служебных отношений считается французская публичная служба, которая является наиболее стабильной и организованной, что обусловлено гармоничным сочетанием в концепции государственной службы публичных интересов с уважением к личности служащих. В контексте определения профессиональной миссии персонала публичной власти французский публичный служащий рассматривается не как нанятый на работу сотрудник, а как государственное должностное лицо, которое одновременно воплощает в себе государство и служит государству. В свою очередь, выполнение публичных функций в Великобритании также реализуется на условиях совместительства или своеобразного любительства, которое было обусловлено желанием служить обществу.

Недостаточная эффективность и гибкость государственного управления стимулировали поиск новых моделей взаимодействия государственно-управленческого аппарата с обществом, общественностью, применение в деятельности персонала публичной власти управленческих приемов и средств, присущих менеджменту. Вследствие этого с середины 80-х гг. XX в. в развитых европейских государствах государственная служба стала рассматриваться как деятельность в сфере услуг. А государство, в свою очередь, - как производитель общественно значимых услуг, которые оплачиваются налогоплательщиками. Такая система координат в большей степени ориентируется на пользователя, на обеспечение гибкости, эффективности, состязательности, менеджеризма, инициативности и партнерства. Бесспорным достижением такого подхода является то, что возникает возможность сформулировать четкие требования к государственным служащим, ввести критерии эффективности их деятельности и оптимизировать структуру и численность аппарата государственного управления. В то же время существует определенная опасность, которая заключается в «размывании» границы между частным и государственным секторами, в потере доверия граждан к государственной службе как представителю интересов и потребностей народа. Следовательно, ориентация государственной службы на показатели эффективности ее деятельности вытеснила общественную миссию государственных служащих и способствовала разрушению традиционной корпоративной этики.

В то же время концепция, ориентированная на служение, является более близкой для отечественной государственной службы и базируется на ориентации деятельности государственных служащих на выполнение гражданских и моральных обязанностей. Она близка к понятию «общественного служения», которое является не только основой профессионального назначения государственных служащих, но и важной характеристикой нравственной зрелости личности. Поскольку общественное служение может быть частью общечеловеческой сущности человека, а также предусмотрено профессией, то рассмотрение данной характеристики как составляющей личности государственного служащего связано с профессиональным и, одновременно, общественным его предназначением.

Таким образом, следует отметить, что профессиональная миссия представителей публичного администрирования обуславливается общественной природой государственной службы, основное предназначение которой заключается в служении государству, которое не просто концентрирует в себе противоречие интересов различных социальных, экономических, политических, этнических, конфессиональных групп, а, прежде всего, объединяет их общим государственным интересом. Учитывая, что природа современного государства определяется усложнением и дифференциацией человеческих отношений и сближает ее с обществом (поскольку государство берет на себя ряд важных общественных функций, превращаясь из аппарата насилия в механизм гражданской консолидации и координации общественной жизни), профессиональная миссия государственных служащих заключается в их обеспечении и реализуется через защиту национальных интересов и удовлетворение общественных потребностей. В то же время, наиболее цельно и концентрированно сущность профессионального предназначения как государственных служащих, так и должностных лиц местного самоуправления, а также лиц, которые занимают политические должности, может быть определена в понятии общественного служения как служения другому, прежде всего, гражданину как члену общества. Обязательным условием реализации профессиональной миссии представителей публичного администрирования является внутренняя необходимость служения и чувство долга, ответственности.